Опыт деятельности клиники «Бесплатная юридическая помощь»

Тышкенова Айгуль Григорьевна

– куратор клиники «Бесплатная юридическая помощь» Юридического факультета Бурятского государственного университета, ассистент кафедры конституционного и международного права (Бурятский государственный университет)

В самом начале статьи, посвященной деятельности клиники «Бесплатная юридическая помощь» Юридического факультета Бурятского государственного университета, хотелось бы отметить, что в России на данный момент насчитывается более сотни различных клиник. Каждая из них уникальна, поскольку истории создания и развития клиник самые различные. Есть общее, возможно, это сходство в структуре и, конечно, основное направление в деятельности – оказание правовой помощи населению.

Клиника ЮФ БГУ была фактически создана в сентябре 1998 года по инициативе студентов и при непосредственной поддержке деканата в лице декана Бураева Дмитрия Игнатьевича. Знаменательной датой в истории клиники является 31 октября 2001 года, поскольку именно в этот день был издан приказ ректора о создании студенческой клиники «Бесплатная юридическая помощь» ЮФ БГУ. С этого момента клинике придается официальный статус структурного подразделения юридического факультета.

В конце октября 2006 года клиника отметила свое пятилетие, в ходе которого были проведены мероприятия, посвященные юбилею. Так клиницистами были организованы: внеочередные выездные консультации, выступления на телевидении, круглый стол и др. Хочется надеяться, что это не последняя знаменательная дата в нашей истории ведь в сентябре 2008 года клинике «Бесплатная юридическая помощь» Юридического факультета Бурятского государственного университета фактически исполняется 10 лет.

Характеризуя клинику БГУ, стоит заметить ее особенность – клиника всегда была и остается студенческой организацией. Структура клиники подтверждает ее сугубо студенческий характер, поскольку ее непосредственным руководителем является Директор клиники, которым может быть студент старших курсов, избираемый Общим собранием клиницистов. После избрания Директор формирует свою команду, куда входят его Заместители по различным направлениям деятельности клиники. Так, например, назначаются заместители по делопроизводству, материальному оснащению, связям с общественными организациями и др. Директор о своей деятельности отчитывается перед Куратором-преподавателем Юридического факультета. В клинику могут попасть студенты ЮФ БГУ со второго курса после прохождения собеседования и проверки знаний и успеваемости. В течение первых семестров членства в клинике студенты проходят обучение по двум обязательным навыкам юриста: «Интервьюирование» и «Консультирование». Также студенты участвуют в социальных проектах клиники и со второго семестра могут присутствовать при дежурствах клиницистов старших курсов. Право на самостоятельный прием клиентов студенты получают со второго семестра третьего курса. Это связано с необходимостью прохождения обучения в рамках клиники, обучения основным отраслям права, которые преподаются на 2 и 3 курсах, а также отсевом студентов, которые не справились с нагрузкой, ответственностью при работе в клинике. Что касается количественного состава клиницистов, то по состоянию на декабрь 2007 года в клинике числилось 24 студента. Как в любой сложившейся организации в клинике существуют традиции, направленные на укрепление и сплочение коллективного духа. Так, ежегодно проводятся совместные праздники: дни рождения самой клиники, клиницистов, проводы выпускников и т.д.

Описывая клинику Юридического факультета БГУ, невозможно не рассмотреть направления ее работы. При анализе многоаспектной деятельности можно сделать вывод о том, что все ее направления объединяются в две группы:

1. Направления, непосредственно связанные с оказанием правовой помощи:

  • Оказание правовой помощи в стенах клиники, при котором прием клиентов осуществляется каждый рабочий день в 15.00 до 18.00 часов. С самом начале каждого учебного семестра устанавливается график дежурств на все полугодие, при составлении которого учитывается учебное расписание студентов. На период сессий и каникул работа в клинике временно приостанавливается, о чем своевременно извещаются клиенты. Стоит заметить, что на данный момент статистика обращений граждан составляет 2-3 человека в каждый день дежурства.
  • Выездное консультирование в различные организации по согласованию с администрациями этих организаций, например, Авиационный завод г. Улан-Удэ, среднепрофессиональные учебные заведения, Дом престарелых и многие др. При организации выездных консультирований определяется периодичность выездов, состав клиницистов, участвующих в выезде. Предпочтение при формировании состава консультантов отдается более опытным, активным студентам.
  • Дистанционное консультирование, осуществляемое посредством писем, через СМИ. Сложность данного вида консультирования прежде всего состоит в ограниченности общения с клиентом, многие из которых не могут обратиться лично к клиницисту.
  • Интернет-консультирование посредством электронной почты клиники. Данное направление деятельности бурно развивается, все большее количество граждан предпочитают получить юридическую помощь через Интернет.
  • Сотрудничество с Комиссией по правам человека при Правительстве Республики Бурятия, которое предполагает ежедневное дежурство клиницистов в Комиссии, а также ответы на поступающие письма.

2. Направления, имеющие социальную направленность:

  • Участие ежегодно с 2001 года в Весенней неделе добра, проводимой общественными организациями, направленной на решение социальных проблем.
  • Оказание ежегодной помощи детскому дому «Аистенок» г. Улан-Удэ, предполагающая сбор различных вещей и их передача администрации детского дома.
  • Проведение круглых столов по различной тематике, например, «Нецензурная брань», «Пивной алкоголизм», «Наркомания» и др.
  • Просветительская деятельность, в рамках которой проводятся занятия по праву для учащихся общеобразовательных школ, ССУЗов г. Улан-Удэ и районов Республики Бурятии, а также занятий по правовому статусу студента для студентов 1 курсов разных факультетов Бурятского государственного университета.
  • Выпуск газеты клиники ЮФ БГУ «ЮКОН», в которой рассматриваются типичные правовые вопросы, разъясняются изменения в законодательстве, описываются новости в работе клиники, смешные случаи и т.д.

Хотелось бы заметить, что деятельность клиники за все время ее существования расширилась, приобрела стабильный характер. Этот факт подтверждают регулярные предложения о сотрудничестве, направляемые из различных организаций, школ, СМИ. Признание клиники наблюдается не только со стороны населения, но и со стороны Правительства Республики Бурятия, органов местного самоуправления, общественных организаций и т.д. Так, например, в рамках празднования 5-летнего юбилея в адрес клиники как первого ВУЗовского правозащитного центра в Республике Бурятия был направлен поздравительный адрес со стороны Правительства РБ.

Помощь в развитии материально-технической базы клиники осуществляют и деканат ЮФ БГУ, сами клиницисты и др. Так Администрацией Советского района г. Улан-Удэ в августе 2007 года в дар клинике было передано многофункциональное устройство (принтер, лазер, сканер) с благодарностью за проделанную работу.

Особую гордость клиники составляют наши выпускники, которые работают в настоящее время в государственных органах, крупных компаниях г. Улан-Удэ, районов Республики Бурятия, п. Усть-Орда, г. Москва и многих др.

Мы гордимся тем, что уже успели сделать и с оптимизмом смотрим вперед, поскольку еще многое предстоит сделать!