Научные труды

Решетникова Т. М.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИКОНОСТАСОВ СВЯТО-ОДИГИТРИЕВСКОГО СОБОРА г. УЛАН-УДЭ // Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы X Международной научно-практической конференции (10.10.2019 – 11.10.2019, Улан-Удэ). Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, профессор, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2020. - С. 163-170.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИКОНОСТАСОВ СВЯТО-ОДИГИТРИЕВСКОГО СОБОРА г. УЛАН-УДЭ
ARTISTIC FEATURES OF THE ICONOSTASES OF SAINT ODIGITRIEVSKY СA- THEDRAL OF ULAN-UDE
271.2(571.54–25)+755  10.18101/978-5-9793-1461-7-2020-163-170
На современном этапе развития общества, когда после долгого забвения проходит процесс восстановления духовных и материальных основ православной культуры, особую актуальность приобретает исследование различных аспектов иконописи. Иконостас зримо и символически воплощает самую суть русского православия — соборность. В статье на основе изучения собранного автором материала, не вводимого ранее в научный оборот, осуществляется описание и анализ современных иконостасов Свято-Одигитриевского собора г. Улан-Удэ, выявляются их структурно- композиционные и иконографические особенности, проводится их сопоставление с иконостасами XVIII в. Научная новизна исследования определяется тем, что изучение иконостасов православных храмов г. Улан-Удэ постсоветского периода осуществляется впервые.
At the modern stage of society development when after the long oblivion the process of re- storing spiritual and material foundations of the Orthodox culture has been taking place, the study of different aspects of icon painting becomes of particular relevance. Visibly and symbolically, an iconostasis embodies the essence of the Russian Orthodoxy — its conciliar nature. On the basis of the material collected by the author that has not been introduced into scientific parlance before, the description and analysis of modern iconostases of Saint Odigi- trievsky cathedral of Ulan-Ude are made, their structural compositional and iconographic features are revealed, their comparison with the iconostases of the 18th century is conduct- ed. The scientific novelty of the study is determined by the research of iconostases of the Orthodox temples of Ulan-Ude of the post–Soviet period that has been done for the first time.
православие; соборность; икона; иконопись; иконостас; канон; Свято-Одигитриевский собор; архитектоничность; деисусный чин; праздничный чин; пророческий чин; праотеческий чин.
Orthodoxy; conciliar nature; icon; icon painting; iconostasis; canon; Saint Odigi- trievsky cathedral; architectonicity; the Deisis tier; the Festival tier; the Prophet tier; the Forefather tier.
Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск: Наука, 1983. 191 с.: ил.

Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.: антология. М.: Прогресс, 1993. 400 с. (Сокровищница рус. религ.-филос. мысли. Вып. 1).

Гудина А. В. Иконостас Одигитриевского собора г. Улан-Удэ: иконографический анализ / А. В. Гудина // Ефремовские чтения-I: материалы регион. науч.-практ. конф. (8–10 декабря 2003 г., г. Улан-Удэ) / Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. Улан- Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2004. С.167–172.
Статья