Бурятский госуниверситет - один из ведущих вузов Дальнего Востока, якорный вуз межвузовского проекта по созданию кампусов мирового уровня - части нацпроекта «Наука и университеты», реализуемого минобрнауки России, и участник межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Байкал», пишет газета «Бурятия».
О классическом университете республики, его задачах и перспективах беседуем с ректором Бурятского госуниверситета им. Доржи Банзарова Алдаром Дамдиновым.
- Алдар Валерьевич, расскажите, что сегодня представляет собой ваш университет.
- Начну с того, что наш университет, по данным мониторинга вузов минобрнауки РФ по показателю «Численность приведённого контингента студентов», является самым крупным вузом республики - здесь обучается 42 % от общего количества студентов региона. 7163 студента, 238 аспирантов и 90 ординаторов, 200 образовательных программ, 23 лаборатории мирового уровня, 243 иностранных студента из 18 стран - всё это Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова. Сегодня наш вуз ведет многопрофильную непрерывную подготовку специалистов всех уровней в области педагогического, медицинского, инженерного, естественнонаучного и гуманитарного образования. Многие годы наш университет занимает передовые позиции в отечественном и международном научно-образовательном пространстве, а в локальном рейтинге «RAEX» вузов ДФО (2023 года) вуз вошел в топ-3. Уверен, что наш университет и в дальнейшем будет удерживать высокие позиции по всем направлениям деятельности и наращивать свой потенциал на благо развития Дальнего Востока.
- В прошлом году ваш университет отметил 90-летие со дня своего образования. Какие задачи стоят перед вашим вузом?
- 2022 год был наполнен подведением итогов деятельности через событийный ряд научных, образовательных, общественно-значимых массовых проектов. В рамках этих мероприятий и был намечен курс и направления для дальнейших перспектив развития нашего университета. В этом контексте наш вуз уникален и интересен тем, что он развивает и углубляет знания студентов по следующим направлениям: медицина, востоковедение, педагогика образования, IT-технологии и другие. Считаю важным повышать привлекательность университета у абитуриентов и студентов в подготовке востребованных кадров не только для социально-экономического блока ДФО, но и за рубежом. Не случайно Главой нашей республики Алексеем Самбуевичем Цыденовым при поддержке министра науки и высшего образования России поставлена задача строительства международного межвузовского кампуса «Байкал». Это ключевой элемент мастер-плана по реновации столицы нашей республики - города Улан-Удэ. Земельный участок определен, проектировочные работы начались. В основе концепции кампуса - максимальное раскрытие научного, образовательного и инновационного потенциала республики, прорывное развитие науки и технологий, подготовка дефицитных медицинских и инженерно-технических кадров, экспорт российского образования.
Принято решение провести стратегическую сессию с участием студентов, представителей вузов, бизнес-сообщества из Бурятии и других регионов. Задача - сделать максимально хороший проект с учетом опыта других университетов, мнения студентов, преподавателей, жителей города. Важно проработать все вопросы, связанные с наполнением кампуса: какие институты, научные школы, лаборатории будут в нем располагаться.
Для реализации стратегических задач и ответа на новые вызовы, стоящие перед университетом, в наших образовательных подразделениях проводятся серьезные структурные изменения. Нововведения вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
- Что поменяется принципиально?
- Для каждого из нас университет дорог по-своему. У кого-то здесь прошла вся жизнь, кто-то обрел в его стенах любимую профессию, реализовался как личность, стал уважаемым специалистом. Очень хочется, чтобы так продолжалось и дальше. Но есть объективные внешние вызовы, которые говорят о том, что в этом непростом мире нашему университету в том виде, в котором он существует сейчас, может быть уготован негативный сценарий. Поэтому в Бурятском государственном университете происходит реорганизация.
В будущей структуре университета мы уходим от факультетов и формируем институты. Институты отличаются большей самостоятельностью в образовательной, научно-исследовательской деятельности. Институт - это более емкая и самостоятельная структура, в том числе научная. В институтах появятся самостоятельные научные лаборатории. Но основное отличие института - это интеграция учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Это тот формат, в рамках которого есть возможность реализовать принцип «образование через науку».
Уже с нового учебного года многие подразделения объединятся в единые институты, и вместе с уже существующими институтами - медицинским, восточным составят новую структуру университета. Педагогический институт на основе слияния с социально-психологическим факультетом станет институтом педагогики и психологии. Факультеты биологии, географии и землепользования и химический станут институтом природных систем. Физико-технический факультет и институт математики и информатики превратятся в институт математики, физики и компьютерных наук. На основе слияния юридического факультета и института экономики и управления будет создан институт права и экономики. Объединение исторического факультета с институтом филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций приведет к созданию института истории и филологии. Появится институт физической культуры, спорта и туризма. Я считаю, что это разумное, соответствующее требованиям объединение, с учетом влияния комплекса факторов как внешней, так и внутренней среды вуза.
- Как бы вы охарактеризовали университеты? Что это сегодня?
- Современные университеты - это сложная организационная структура, которая по числу занятых и объему консолидированного бюджета соответствует средним городским агломерациям. Разнообразие их внутренних процессов и решаемых задач схоже с задачами крупнейших бизнес-корпораций, а в ряде случаев даже государств. Добавим, что университеты не только готовят профессиональные кадры, но и обеспечивают развитие экономики, промышленности, науки и социокультурной среды.
Развитие университетов в России отличалось от других стран. Его особенности характеризовались как внешними, так и внутренними факторами. Сегодня перед ними определяются два стратегических пути развития: университет-бизнес-корпорация и университет-государство. Цель первого типа университетов - достижение максимальной прибыли посредством реализации своих функций: образовательной, НИОКР, производственной и других. Такие университеты должны выстраивать внутри себя систему создания и передачи знаний в разработку собственных продуктов и их изготовление на собственных производствах. Такие университеты-корпорации должны иметь исследовательские лаборатории, центры разработки, производственные площадки.
- По какому из этих двух путей идёт ваш университет?
- По первому. Все наши стратегические перспективы, в том числе реорганизация факультетов в институты, создание международного межвузовского кампуса «Байкал», связаны с первым типом университетов в России: университет-бизнес-корпорация. Это веление времени. Текущая структура вуза, заложенная в начале в конце 1990-х, в начале 2000-х годов, свою задачу выполнила, а сейчас необходимо двигаться вперед и выполнять программу развития БГУ на 2023-2030 годы. В последний раз подобные изменения в университете проводились в 1990-е годы, после чего многое поменялось как в стране, так и в системе высшего образования.
Выражаю искреннюю признательность всем, кто помогает мне в работе и вдохновляет на постановку новых и новых целей. Благодарю весь коллектив Бурятского государственного университета за самоотверженный и творческий труд, благодаря которому БГУ имени Доржи Банзарова взял немало новых для себя высот и готов взять следующие!
- Спасибо за беседу. Успехов вам в работе!
СПРАВКА
В 2021 году по мониторинговому показателю «Распределение приведенного контингента студентов по отраслям» среди вузов региона Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова занимает следующие позиции:
здравоохранение и медицинские науки - 100 %;
гуманитарные науки - 100 %;
образование и педагогические науки - 99,5 %;
математические и естественные науки - 81,3 %;
науки об обществе - 54,5 %;
инженерное дело, технологии и технические науки - 10,2 %.
Автор: Беседу вела Светлана НАМСАРАЕВА
Фото: БГУ