28февр.

Международно-правовая оценка событий в Украине

28 февраля 2022
IMG-20220228-WA0001
Дана кафедрой международного права юридического факультета БГУ имени Доржи Банзарова

В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970 года) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава»
В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».

Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

В 2014 году в Украине произошел антиконституционный государственный переворот.

Не принявшие этот переворот, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права 12 мая 2014 года Донецкая народная республика (ДНР) и Луганская народная республика провозгласили себя суверенными государствами по итогам референдума 11 мая 2014 года. Последующие события показывают, что США и НАТО используют Украину как инструмент противостояния с Россией, что представляет серьезную угрозу для РФ.

21 февраля 2022 года, вступает в силу Указ Президента РФ о признании ДНР и ЛНР.

24 февраля принимается решение о специальной военной операции в Донбассе в соответствии со статьей 51, часть 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР.

Статья 51 Устава гласит: Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Таким образом позиция России соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.

Аналогичной позиции, ссылаясь на статью 51 Устава ООН придерживались США в отношении Ирака.

Автор к.ю.н., доцент кафедры международного права, доцент Мадаев Евгений Олегович.

Поделиться новостью: