11февр.

Директор Педагогического института Н.Ж. Дагбаева о развитии экологического образования и своей научной школе в БГУ

11 февраля 2022
dagbaeva

11 февраля отмечается международный день женщин и девочек в науке, учрежденный Генассамблеей ООН в 2015 году. В нашем университете работают 513 научно-педагогических работников из них 372 женщины (72,5%): в том числе женщин докторов наук – 31 (50,8%) и кандидатов наук – 252 (71,8%).

Это прекрасный повод взять интервью у доктора педагогических наук, профессора, директора Педагогического института Дагбаевой Нины Жамсуевны.

- Добрый день, уважаемая Нина Жамсуевна! Какой сейчас научной проблемой или темой вы занимаетесь?

- Я многие годы занимаюсь вопросами институализации образования для устойчивого развития (ОУР), которая впервые была обоснована в России в рамках моего докторского исследования, еще в 2004 году. Если говорить более понятным языком, это дальнейшее развитие экологического образования, с учетом и других аспектов окружающего мира, его экономической, социальной, культурной, этнической и других составляющих. Как известно сейчас принята Программа 2030, и мы с моими коллегами стараемся обосновать видение российского региона в будущее с учетом сквозных вопросов образования для устойчивого развития, проблем экологического и межкультурного воспитания, опыта коренных народов.

- Нина Жамсуевна, расскажите о вашей научной школе? Сколько под вашим научным руководством Вы подготовили аспирантов?

- За годы работы в вузе под моим руководством защитили кандидатские диссертации 11 соискателей, успешно защищена одна докторская диссертация, двое аспирантов нашего вуза завершили работу, что называется «на финишной прямой», в настоящее время научное исследование проводят три аспиранта и один докторант. К сожалению, есть и трое соискателей, которые по разным семейным обстоятельствам не завершили свои исследования.

- Расскажите об основных результатах вашей научной деятельности?

- Среди результатов основное - это наши публикации. У меня их всего более 130, монографии, учебно-методические пособия, уникальный комплект «Байкальский сундучок», которые удостоен Госпремии Республики Бурятия, и как в последние годы повелось, статьи в международных базах данных WOS и Scopus.

В рамках научной школы по экологическому и межкультурному образованию в Бурятском госуниверситете, куда входят не только мои бывшие аспиранты и докторанты, но и коллеги из Педагогического института, выполнен большой объем грантовых работ, связанных с реализацией эколого-образовательных международных проектов.

Реализация грантовых программ оказала большую помощь школам республики и специалистам по проблемам экологического и межкультурного образования, а также развития социального партнерства: это гранты РГНФ, РФФИ, научные гранты БГУ, по линии своей общественной организации реализовано более двадцати инновационных проектов, финансируемых Глобальным Фондом природы, Программы развития ООН, Фондом президентских грантов и др.

Большой объем работы в научной сфере занимает работа председателем Диссертационного совета, в котором могут защищаться аспиранты по трем специальностям, включая теорию и общую педагогику, методику преподавания родного и иностранных языков, по проблемам физической культуры и спорта.

Также более десяти лет я являюсь редактором Вестника БГУ по педагогике, ученым секретарем Байкальского отделения Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования. Но и большой пласт работы – это взаимодействие с нашими органами власти и образовательными организациями, оказание научной и методической помощи подшефным школам, участие в работе Коллегии Министерства образования и науки, аттестационной комиссии руководителей ОО республики и другое.

Поделиться новостью: