Научные труды

Базаров А. А.
О РАЗВИТИИ БУДДИЗМА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ КИТАЯ В XIV в. // Синология в XXI в.: Материалы международной научной конференции (12.10.2021 – 12.10.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: Тугулова О. Д., Хайдапова М. Б.-О. , Ветлужская Л. Л., - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 27-37.
О РАЗВИТИИ БУДДИЗМА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ КИТАЯ В XIV в.
THE DEVELOPMENT OF BUDDHISM IN NORTHWEST CHINA (14TH CENTURY)
94:24(510)  10.18101/978-5-9793-1678-9-2021-1-27-37
Статья посвящена анализу развития тибетского буддизма на территории Северо-Западного Китая в XIV в. Материалом для исследования послужил трактат выдающегося монгольского ученого Чахар-геше [тиб. cha har dge bshes blo bzang tshul khrims, 1740–1810] «Источник всего благого и счастья: жизнеописание великого всеведущего Чже Цонкапы, изложенное легким для понимания образом» [тиб. rje thams cad mkhyen pa’i tsong kha pa chen po’i rnam thar go sla bar brjod pa bde legs kun gyi ‘byung gnas]. Данная работа является примером буддийской исторической мысли XVIII–XIX вв. и обладает ярко выраженной спецификой изложения, определяемой как личностью автора, так и историко-культурными обстоятельствами. Исследуемый фрагмент данного сочинения, связанный с историей взаимоотношений реформатора тибетского буддизма с его учителем Дондуб Ринченом, является фундаментальным историческим свидетельством о важней-ших религиозных и культурных процессах, имевших место на обширных территориях Северо-Западного Китая в период XIV в. Для сравнительно-исторического анализа привлечены методы конкретного изучения биографических данных в контексте исторических событий. Специфика развития Северо-Западного Китая в исследуемом произведении рассматривается в качестве сложного этно-социального и религиозного процесса, имевшего место в XVI в. Авторы пришли к выводу, что формирование новых социальных объединений тибетцев и монгол в имперских условиях династии Юань, во-многом, определялось буддийским фактором в качестве фундамента происходящих изменений. В биографии Чже Цонкапы данная социально-историческая обстановка излагается на основе взаимоотношений учителя и ученика. Масштаб достижений ученого и ре-форматора тибето-монгольского буддизма Чже Цонкапы отражен в некоторых фрагментах первоначального периода его жизненного пути.
The article is devoted to the analysis of the development of Buddhism in Northwest China (14th century). This process was described in the treatise of the Mongol schol-ar Chahar Geshe [Tib. cha har dge bshes blo bzang tshul khrims, 1740–1810] "The source of goodness and happiness: the biography of the Great Omniscient Rje Tsong kha pa, presented in an easy-to-understand manner" [Tib. rje thams cad mkhyen pa’i tsong kha pa chen po’i rnam thar go sla bar brjod pa bde legs kun gyi ‘byung gnas]. This work is an example of Buddhist historical thought, which was developed in the traditional culture of the Tibetans and Mongols in the 18th–19th centuries. The au-thors of the article claim that the "The biography of the Great Omniscient Rje Tsong kha pa" has a specificity of presentation, determined by the author’s personality, his-torical and cultural circumstances. This specificity is related to the post-classical pe-riod of the history of Tibetan scholasticism, within which the work was written. Cha-har Geshe tried to understand the results of the most important stages of the Buddhist history in the vast region based on the works of previous generations. The treatise can be described as a scholastic work and Chahar Geshe as an outstanding scholar and theorist of his time. The fragment of the relationship of the great reformer of Tibetan Buddhism with his teacher Dondub Rinchen from the work is fundamental historical evidence of the most important religious and cultural processes that took place in the vast territories of Northwestern China during the 14th century.
буддизм, Тибет, Северо-Западный Китай, XIV век, жизнеописание Чже Цонкапа, Дондуб Ринчен
Buddhism, Tibet, Northwest China, 14th century, biography of Je Tsongkhapa, Don-dub Rinchen.
1. Краткое жизнеописание Чже Цонкапы // Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Т. 1. Перевод с тибетского А. Кугявичуса. Санкт- Петербург: Изд. Нартанг, 1994. 446 с.

2. Thurman R. Life and Teachings of Tsong Khapa. Boston: Wisdom Publications, 2018. 289 p.

3. Ванчикова Ц.П. Жизнь и деятельность второго перерожденца Нейджи-тойна: источниковедческий анализ намтара // Oriental Studies. 2020. № 13(1). С. 173–182.

4. Востриков А.М. Тибетская историческая литература. Москва: Изд-во Восточной литературы, 1962. 425 с.

5. Гончог-Чжигмэд-Ванбо. Повествование о жизни Всеведущего Чжамьян-Шадбий-Дорчже, могущественного ученого и сиддха, называющееся «Брод, ведущий к удивительно бла-гому уделу» / введение, перевод, комментарии Н. В. Цыремпилова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. 312 с.

6. Tibetan Literature: Studies in Genre. Ed. by Jose Ignacio Cabezon and Roger R. Jackson. Ithaca, New York: Snow Lion, 1996. 551 p.

7. Орлов И. Б. Образ Крупской в контексте исторического времени: рецензия на книгу

В. Э. Багдасаряна "Крупская и педагогическая эпоха". Москва: МГОУ, 2019. 180 с. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019, № 2. С. 237–241.

8. Cha har dge bshes blo bzang tshul khrims. Tsong kha pa chen po'i rnam thar go sla bar brjod pa bde legs kun gyi 'byung gnas. Gsung 'bum, Blo bzang tshul khrims, Sku 'bum byams pa gling, Vol. 2 (Kha pa), Part 2 (Cha pa). Ff. 1r-66v. Тибетский фонд ЦВРК ИМБТ СО РАН.

9. Cha har dge bshes blo bzang tshul khrims. Tsong kha pa chen po'i rnam thar go sla bar brjod pa bde legs kun gyi 'byung gnas. Gsung 'bum, Blo bzang tshul khrims, Vol. 2 (Kha pa). Part 3 (Ja pa). Ff. 1r-41r. Тибетский фонд ЦВРК ИМБТ СО РАН.

10. Samuels Jonathan. Are We Legend? Reconsidering Clan in Tibet// Revue d’Etudes Tibétaines. 2016. No. 37. Pp. 293–314.

11. Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись. История буддизма в Тибете, VI–XV вв. Пере-вод с тибетского Ю. Н. Рериха Перевод с английского О. В. Альбедиля и Б. Ю. Харьковой. Санкт-Петербург: Евразия, 2001. 768 с.

12. Пагсам-джонсан: История и хронология Тибета/ пер. с тибет. Р. Е. Пубаева. Новоси-бирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 264 с.

13. Сумба-Хамбо. История Кукунора, называемая «Прекрасные ноты из песни Брахмы» / пер. с тибетского, введение и примечание Б. Д. Дандарона. Москва: Наука, 1972. 166 с.

14. Барадийн Б. Б. Буддийские монастыри. Краткий очерк // Альманах «Orient». Санкт-Петербург, 1992. Вып. 1. С. 61–116.

15. Dreyfus G. The sound of two hands clapping: the education of a Tibetan Buddhist monk. Berkley, Los Angeles, London: University of California Press, 2003. 460 p.

16. Барадин Б. Б. Жизнь в Тангутском монастыре Лавран: Дневник буддийского паломника (1906–1907 гг.) / подг. к публ., предисл. и коммент. Ц. П. Ванчиковой. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2002. 256 с.

17. A Catalogue of the Tohoku University Collection of Tibetan Works on Buddhism. Edited by Yensho Kanakura, Ryujo Yamada, Tokan Tada, Hakuyu Hadano. Sendai: The Seminary of Indology, Tohoku University, 1953. 531 p.



Статья