22май

Педагогические династии БГУ: Хабаевы

22 мая 2024
 Хабаев Морхоз Петрович Хабаева Гентриетта Мархозовна Хабаева Евгения Карповна Хабаева Индра МархозовнаМорхоз Петрович, Евгения Карповна и все дочери (стоят во втором ряду)

МОРХОЗ ПЕТРОВИЧ ХАБАЕВ

Доцент. Стаж работы в БГПИ 29 лет.

Из кн.: М. П. Хабаев. Очерки истории формирования высшего педагогического образования в Бурятии. Изд-во Бурятского госуниверситета, Улан-Удэ: 2012; С.В. Калмыков. О первом директоре первого вуза Бурят-Монголии Морхозе Петровиче Хабаеве:

«Молодой преподаватель Иркутского университета Морхоз Петрович Хабаев явился инициатором создания первого высшего учебного заведения в Бурят-Монгольской республике. … В 1930 г. Морхоз Петрович вышел на заседание Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) с предложением о создании вуза и переводе бурят-монгольского отделения Иркутского университета в БМАССР. …Областной комитет ВКП(б) принял решение о создании агропединститута, что было обусловлено тенденцией того времени. Педагогические вузы были с индустриальным либо сельскохозяйственным уклоном. Принятое решение было делегировано в Совнарком РСФСР. В результате Наркоматом просвещения РСФСР было решено создать в 1932 г. Бурят-Монгольский агропедагогический институт.

Так благодаря высокому гражданскому сознанию Морхоза Петровича Хабаева республика получила высшее учебное заведение. Он же и возглавил вновь созданный вуз. Это был демократичный, доступный, мудрый директор. Человек строгих этических принципов, высокой культуры, Морхоз Петрович являл собой образец достойного руководителя…»

«… хотелось бы подчеркнуть важность и другого момента в деятельности Морхоза Петровича как ученого. Написав монографию «Очерки истории формирования высшего педагогического образования в Бурятии», он тем самым оставил нам свидетельство участника событий, что делает эту книгу единственным первоисточником многих сведений, относящихся к периоду организации и становления первых бурятских вузов.

И в этой своей работе Морхоз Петрович остался верен себе: как всегда, он помнит о людях, своих соратниках, ценит их вклад в общее дело организации высшего образования в республике. В книге приводится масса фамилий, начиная от технических работников до руководителей института, от студентов до профессоров, впервые указываются имена преподавателей и студентов, погибших в Великой Отечественной войне, называются фамилии лучших учителей— выпускников БГПИ. Таким образом, все, кто в те первые годы принимал участие в создании Бурятского государственного педагогического института, благодаря этой книге, вместе с нашим отцом полноправно вошли в историю Бурятии»*.

М.П. Хабаев родился 12 сентября 1903 г. в ул. Куйта Аларского ведомства Балаганского уезда (ныне Аларского района) Иркутской области в семье крестьянина. С 1911 по 1916 г. учился и окончил начальную миссионерскую (церковно-приходскую), а затем двухклассную (министерскую) школу. После вынужденного трехлетнего перерыва, связанного с «реквизицией» бурят на тыловые работы в годы первой империалистической войны, в течение которого он вынужден был заниматься самообразованием, ему удается в сентябре 1917 г. поступить в Иркутский народный университет, где он проучился до декабря 1919 г.

Иркутский период учебы пришелся на переломные годы, всколыхнувшие всю Россию, в том числе и Восточную Сибирь.

В декабре 1917 г. Иркутск представлял собой грохочущий, неистовый «фронтовой» город, в котором столкнулись силы нового и старого мира. …

К концу 1918 — началу 1919 г. в городе уже действовала солидная подпольная организация; в нее вошла группа бурятских коммунистов … К большевизму стал стремиться и молодой Хабаев. В Иркутске он связывается с бурятскими коммунистами-подпольщиками …

По заданию М.Н. Ербанова он занимается изысканием денежных средств на приобретение оружия, необходимого для восстания, доставкой нелегальных писем, листовок и прокламаций из Иркутска в Черемхово и поддержанием постоянной связи между двумя подпольными организациями этих городов, в частности между М.Н. Ербановым (из Иркутска) и С.X. Николаевым (из Черемхово), расклеиванием на улицах этих городов воззваний РКП (б). Большое воздействие на формирование идейно-политических взглядов М.П. Хабаева имел также активный большевик-подпольщик г. Иркутска А.П. Казберук, который познакомил его с книгой В.И. Ленина «Государство и революция», изданной в дни революции (1918 г.) под псевдонимом В. Ильин. Он же первым привел его на одно из подпольных собраний большевиков (в марте 1919 г.), на котором М.П. Хабаев впервые встретился с видными большевиками Сибири — Б. 3. Шумяцким, Я.Д. Янсоном, Шнейдером, М. Рютиным, Я. Шумяцким, профессором Бетоновым (лекции которого ему приходилось ранее слушать в Иркутском народном университете).

С освобождением от белогвардейцев родного улуса Куйта М.П. Хабаев избирается ответственным секретарем сельского ревкома. Здесь же создается кандидатская группа большевиков, в состав которой был включен и М.П. Хабаев. В конце января 1920 г. была организована Куйтинская ячейка, и он избирается ее ответственным секретарем. Ячейка РКГМ проводила большую работу по разъяснению населению сути Советской власти, … была зачинателем первых революционных преобразований в улусе.

В середине 1920 г. М.П. Хабаев в числе группы активистов-комсомольцев Аларского аймака был направлен в Иркутск на шестимесячные курсы партшколы III политотдела реввоенсовета прославленной 5-й Красной армии, где проучился до конца 1920 г. Однако ввиду оживления действий кулацко-белобандитских элементов, … М.П. Хабаев вместе с курсантами партшколы и бойцами ВОХРа (внутренней охраны) принимал активное участие в ликвидации этих кулацких мятежей и восстаний.

Решением Иркутского губернского революционного комитета М.П. Хабаев … назначается уполномоченным по работе среди молодежи Тункинского аймака. Здесь им было создано 7 комсомольских ячеек в составе 117 членов РКСМ. Комсомольская молодежь аймака единодушно избирает М.П. Хабаева первым ответственным секретарем РКСМ и делегатом на I Иркутскую губернскую конференцию РКСМ, прошедшую в декабре 1921 г.

В мае 1922 г. по решению обкома РКП(б) Бурятской автономной области РСФСР М.П. Хабаев был отозван из Тунки и направлен на учебу в Ленинградский коммунистический университет. … он получает возможность непосредственно общаться с революционно закаленным рабочим классом Ленинграда, … пополнять и обогащать общие и особенно марксистско-ленинские, знания, участвовать в агитационнопропагандистской работе на заводах и фабриках г. Ленинграда. Студенты периодически выезжали на строительство Волховской гидроэлектростанции—первенца ленинского плана ГОЭЛРО*.

По окончании университета Морхоза Петровича направляют в распоряжение ЦК ВКП(б) для работы в политуправлении республики (ПУР).

Однако по ходатайству Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) он едет в родную республику. 27 июля 1926 г. бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) … назначило его директором Бурят-Монгольской советскопартийной школы 1-й ступени. В этой должности Морхоз Петрович проработал ровно три года: с августа 1926 по август 1929-го. Читал лекционные курсы по истории классовой борьбы и истории партии и ленинизма. В эти же годы по совместительству преподавал в Бурпедтехникуме, где вел лекционные курсы политической экономии, диамата и истмата.

Большую организаторскую работу провел новый директор по реорганизации совпартшколы 1-й ступени на 2-ю.

Итог трехлетней работы Морхоза Петровича: триста выпускников, ставших первыми подготовленными кадрами низовых и аймачных советско-партийных и комсомольских органов республики.

… Кроме основной работы и выполнения партийных поручений молодого заведующего и преподавателя часто привлекали по советской линии. Так, ЦИК Бурят-Монгольской республики использовал его в качестве уполномоченного по проведению выборов сомонных и сельских Советов.

В 1929 г. началась новая полоса в жизни Морхоза Петровича. … по рекомендации профессора Г.Ц. Цыбикова решается вопрос о переходе М.П. Хабаева на преподавательскую работу в Иркутский государственный университет.

С 1 сентября 1929 г. М.П. Хабаев приступил к преподавательской деятельности в Иркутском государственном университете (Иргосуне) на кафедре бурят-монгольского языка и культуры под руководством ее заведующего профессора Г.Ц. Цыбикова, вместе с известным историком, профессором Н.Н. Козьминым и ассистентом С.П. Кузнецовым.

… Еще в 1926 г. при педагогическом факультете Иркутского госуниверситета было открыто бурят-монгольское отделение с целью систематической подготовки высококвалифицированных кадров учителей для средних школ и техникумов республики.

В работе бурят-монгольского отделения деятельное участие принимал М.П. Хабаев. В рапорте на имя ректора Иргосуна он пишет: «К исполнению обязанностей заведующего Бурят-Монгольским отделением педфака приступил по приказу с 1 марта 1930 года, фактически исполняю обязанности зав. отделением с 15 января».

В конце ноября этого года, в связи с освобождением профессора Козьмина от обязанностей заведующего Якутским отделением педагогического факультета Иргосуна, его новым заведующим был назначен М.П. Хабаев «без особой за это платы». Кроме того, он заведовал монгольскими курсами при Восточно-Сибирском крайоно, принимал активное участие в создании, а затем руководил бурятскими национальными отделениями при Иркутской окружной совпартшколе и медицинском техникуме.

… С 1 февраля 1931 г. его переводят на должность исполняющего обязанности доцента по кафедре истории Монголии и Бурят-Монголии.

В биографии М.П. Хабаева есть интересная страница. В июне 1930 г. директор Иркутского университета доцент Г. Т. Чуич был неожиданно вызван в Москву, и на время его отъезда обязанности директора выполнил по приказу Морхоз Петрович…

Как исполняющий обязанности директора Морхоз Петрович был приглашен к секретарю Восточно-Сибирского краевого комитета партии Алыпову и откомандирован в Наркомпрос РСФСР с конкретным заданием решить вопрос о реорганизации университета.

В Иркутске, а затем в Верхнеудинске Морхоз Петрович много внимания уделял организации работы монгольских курсов и монголрабфака. В 1931 г. он по командировке Восточно-Сибирского крайкома ВКП(б) выезжал в Монголию, где в течение 11 дней решал вопросы, связанные с функционированием этих учебных заведений.

… Среди его воспитанников были ставшие впоследствии видными партийными и государственными деятелями Монгольской Народной Республики Машлай—министр народного образования, Лхамсурен— министр иностранных дел, Туван—министр здравоохранения, Ю. Цеденбал—национальный лидер Монголии послевоенных лет.

… Несмотря на огромную занятость, Морхоз Петрович остается внештатным пропагандистом культпропа Восточно-Сибирского краевого совета Осоавиахима, членом пленума и уполномоченным Восточно-Сибирского краевого ВАРНИТСО, членом краевого комитета по просвещению национальностей. Его выбирают в 1931 г. делегатом от Иркутского госуниверситета на 1-ю Всероссийскую национальную общевузовскую конференцию при Наркомпросе РСФСР.

Самым важным делом М.П. Хабаева была его деятельность по организации и становлению высшего педагогического образования в Бурятии. Работа в качестве директора, организатора первых вузов республики—это поистине «звездный час» М.П. Хабаева…

Летом 1930 г. Морхоз Петрович пишет обстоятельную докладную записку в адрес Бурят-Монгольского обкома ВКП(б), в которой содержалась убедительная аргументация и обоснование необходимости такого института в республике.

В докладной записке говорилось о структуре института, предполагающей отделения: 1) историко-экономическое; 2) биолого-химическое; 3) физико-техническое; 4) литературно-лингвистическое

… предусматривалось создание учебно-вспомогательных учреждений. В заключительной ее части намечались ближайшие практические меры.

… Бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) принимает 18 сентября 1931 г. решение: … просить крайком ВКП(б) откомандировать т. Хабаева Морхоза в распоряжение Буробкома для назначения на должность директора вновь организуемого Бурят-Монгольского агропедагогического института в г. Верхнеудинске. Наркомпрос республики 5 октября телеграфирует ему в Иркутск: «Вы назначены директором открывающегося Бурят-Монгольского агропедагогического института в городе Верхнеудинске. Поэтому Наркомпрос БМАССР предлагает Вам срочно приступить к исполнению своих обязанностей».

Вопрос об организации агропединститута был почти одновременно поставлен и Наркомпросом, и Наркомземом СССР. … Оба наркомата почти одновременно вынесли решения на заседаниях своих коллегий о необходимости организации агропедвуза в Верхнеудинске: Наркомпрос РСФСР—в июле, а Наркомзем—13 августа.

… Обком ВКП(б) … 5 октября постановил: «Организацию агропедагогического института по линии Наркомзема СССР в Бурят-Монгольской республике, в г. Верхнеудинске, признать вполне целесообразной и своевременной …»

Директором этого института обком ВКП(б) своим решением от 25 октября назначил М.П. Хабаева по совместительству.

Решение всех многочисленных вопросов создания и становления этих двух вузов легло на плечи двадцативосьмилетнего М.П. Хабаева.

Конечно, это большое дело решалось при участии многих людей разного ранга, но несомненно заглавную роль здесь сыграл М.П. Хабаев. Основная же работа была еще впереди.

… В 1933 г. при непосредственном участии Морхоза Петровича Хабаева открывается заочное отделение на физико-математическом и литературно-лингвистическом факультетах, подготовительное отделение при сельхозинституте, а затем — учительский институт с трехгодичным сроком обучения. Его директором Наркомпросом РСФСР по совместительству назначается М.П. Хабаев.

C октября 1931 г. начинается работа по созданию материальной базы института, поиски помещений под учебный корпус, общежитие, а также организация и набор подготовительных курсов, комплектование административно-хозяйственного, учебного аппаратов и т. д.

Решением бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) от 10 октября 1931 г. под учебный корпус пединститута отводилось здание Бурятского педтехникума (на углу улиц Ленина и Сухэ-Батора); для агропедагогического института Наркомзема СССР—здание русского педтехникума (в районе Зауды).

… В системе Наркомпроса, тем более Наркомзема, не было стабильных учебных планов и программ. Коллективу института на ходу пришлось заниматься разработкой их или заимствовать у других вузов. Большую помощь в этом оказали иркутяне.

В первый же год работы института была организована фундаментальная библиотека, созданная из 3 тысяч книг бурят-монгольского отделения Иркутского университета и 2,5 тысяч книг—из фонда бывших ведомственных библиотек, находившихся в наркоматах республики.

… По совету наркома просвещения А.С. Бубнова Морхоз Петрович обратился к Н. К. Крупской по вопросу комплектования библиотеки института научной литературой. … институт включили в число вузов, получающих обязательные экземпляры.

Наряду с административной работой М.П. Хабаев читает ряд курсов, заведует кафедрой социально-экономических дисциплин, занимается научно-исследовательской работой, … избирается в члены ЦИК БМАССР, кандидатом в члены обкома, членом ревизионной комиссии обкома ВКП(б), членом Улан-Удэнского городского Совета и членом еще около десяти восточно-сибирских и республиканских советов, правлений и комитетов.

Огромная нагрузка по руководству двумя вузами легла на плечи Морхоза Петровича. Не выдержав ее, он пишет заявление на имя руководства республики, в котором категорически настаивает на скорейшем разрешении вопроса «об освобождении меня от должности директора сельхозинститута… Дальше совмещать я физически не в состоянии… прошу учесть, что я четвертый год работаю без отпуска … до 1 января 1936 г. … я должен представить и защитить диссертационную работу … прошу разрешить мне использовать отпуск за 1935 г. в целях подготовки диссертации». В апреле 1935 г. произошло размежевание педагогического и сельскохозяйственного институтов, обязанности директора последнего М.П. Хабаев передал К.Х. Шантанову, а сам получил отпуск. Но не суждено было Морхозу Петровичу от души поработать над избранной темой.

… Итоги работы Морхоза Петровича в должности директора фактически трех инситутов — педагогического, сельскохозяйственного, учительского были впечатляющими: создана материально-техническая база в виде учебных корпусов, лабораторий, жилья для преподавателей и сотрудников, студенческих общежитий, других вспомогательных подразделений, сформированы профессорско-преподавательские и студенческие коллективы; отработана технология учебно-воспитательного процесса, появилась вузовская наука. Институты стали центрами общественно-политической и культурно-массовой работы в республике. Таким образом, в первой половине 30-х гг. была заложена солидная база для дальнейшего развития высшего образования в Республике Бурятия. И заслуги в этом М.П. Хабаева… трудно переоценить.

В феврале 1936 г. решением бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) М.П. Хабаев освобожден от директорства в педагогическом и учительском институтах и назначен первым заведующим отделом школ, вузов и научных изобретений обкома партии. Теперь круг его обязанностей значительно расширился. На первом месте находились вопросы состояния школ республики, особенно в глубинке. Его постоянная головная боль: слабая подготовка учителей, особенно в аймаках республики. … Разрабатывает план подготовки кадров с тем, чтобы к осени «пропустить» через курсы несколько десятков человек...

Не прерывает он и связей с коллективом родного института, активно ему помогает, читает теоретические курсы, проводит занятия.

А тем временем обстановка в стране продолжала ухудшаться, особенно усилился поиск и разоблачение «врагов народа» после приснопамятного февральско-мартовского (1937 г.) Пленума ЦК ВКП(б).

10 мая 1937 г. на заседании бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) … была принята … резолюция: «Тов. Хабаева М.П. использовать на педработе в качестве преподавателя пединститута».

Снова в родном коллективе, снова преподавательская работа. Сразу же дополнительная нагрузка— уже в мае его назначают заместителем директора по работе со студентами-заочниками. Появилась возможность заняться и научной работой. Летом Морхоз Петрович выезжает в командировку в г. Москву для работы над диссертацией.

Но не суждено было Морхозу Петровичу претворить свои планы в жизнь. Шел 37-й год. Его обвинили в покровительстве врагов народа, сняли с работы, исключили из партии с преданием суду…

Вспоминает Генриетта Морхозовна: «Отца нашего … вызвали в прокуратуру часа в три дня и задержали на все три года…»

Генриетта Морхозовна рассказывала о том, как ее отец помогал своим товарищам по несчастью: «Сидели с ним малограмотные крестьяне—русские и буряты. Папа писал от их имени кассации в Москву. Помню, после освобождения папы к нам приходили семейские бородатые мужики и горячо благодарили его за помощь, некоторые даже опускались перед ним на колени…»

В марте 1940 г. М.П. Хабаев был восстановлен во всех правах и в рядах ВКП(б) с сохранением и зачтением всего стажа как по партийной, так и по служебной линии. … Бюро обкома ВКП(б) на своем заседании 15 апреля 1940 г. постановляет «утвердить тов. Хабаева М.П. преподавателем основ марксизма-ленинизма Бурят-Монгольского пединститута».

Временем тяжелейших испытаний для всех советских людей стала Великая Отечественная война. … Коллектив института перестраивался на военный лад. С 1 сентября 1941 г. сокращаются должности заместителей директора по заочному обучению, учительскому институту и трех деканов. Функции и обязанности всех пяти руководящих учебно-административных работников были сведены и сосредоточены в руках заместителя директора по учебной и научной работе Морхоза Петровича, назначенного приказом директора пединститута А.А. Дуринова и утвержденного 5 ноября 1942 г. приказом по Народному комиссариату просвещения РСФСР заместителем народного комиссара С. Котляровым…

Важным событием в жизни М.П. Хабаева и коллектива пединститута явилось решение высшей аттестационной комиссии при Всесоюзном комитете по делам высшей школы от 27 ноября 1943 г. об утверждении Морхоза Петровича в ученом звании доцента по кафедре марксизмаленинизма.

«На всех нас в годы войны выпала огромная нагрузка,— вспоминал Морхоз Петрович,—административная и партийно-общественная работа, учебные занятия отнимали все время. Осень сменялась зимой, смотришь, на дворе уже весна. И так все месяцы и годы. Но никто не жаловался на трудности, наоборот, готовы были работать еще и еще. Откуда только брались силы и как мы выдержали все это—уму непостижимо».

Закончилась Великая Отечественная война. … Казалось, можно было вздохнуть свободно, … но судьба преподнесла М.П. Хабаеву и его семье неожиданный «подарок».

Как известно, в то время все и особенно кадровые вопросы находились под пристальным вниманием ВКП(б) и партийных функционеров… Обком бдил за каждым коммунистом, за чистотой в рядах партии. Ни одно сколько-нибудь свободное мнение не допускалось. В лекции, прочитанной в вечернем университете марксизма-ленинизма при Улан-Удэнском горкоме ВКП(б), Морхоз Петрович покритиковал местное партийное руководство за слабую работу по развитию национальной культуры. Это выступление было расценено как политическое извращение, допущенное М.П. Хабаевым по национальному вопросу. На заседании бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) 18 июля 1945 г. принимается постановление «… Хабаева М.П. снять с работы преподавателя основ марксизма-ленинизма в пединституте и вечернем университете марксизма-ленинизма и исключить его из рядов ВКП(б)».

… И здесь мудро, на наш взгляд, поступили руководители Наркомпроса РСФСР, которые … высококвалифицированными научнопедагогическими кадрами не разбрасывались, а укрепляли ими периферийные вузы.

6 сентября в Улан-Удэ поступила правительственная телеграмма за подписью заместителя наркома Котлярова: «Пединститут, Хабаеву. Выезжайте в командировку в Москву в Наркомпрос».

В Москве в Наркомпросе РСФСР Морхоз Петрович после беседы получает новое назначение, ему вручается командировочное удостоверение: «Выдано Хабаеву Морхозу Петровичу, доценту истории пединститута Наркомпроса РСФСР, командированному в г. Йошкар-Ола в Марийский гос. пединститут на постоянную работу».

Начался десятилетний марийский период жизни Морхоза Петровича и его близких.

Вначале Морхоз Петрович работал доцентом кафедры всеобщей истории, но вскоре был назначен ее заведующим … Читал лекции и вел курсы по истории древнего мира, истории средних веков, спецкурс по новой истории. Основательно готовился по относительно новым для себя дисциплинам. С этой целью он ежегодно летом во время своего очередного отпуска выезжал в Москву для работы в архивах и научных библиотеках.

Результатом этой титанической работы явились девять объемных многостраничных рукописей по проблемам Древнего Востока, античной Греции и Рима, Средневековья…

По административной линии Морхоз Петрович работает заместителем декана. 28 августа 1951 г. приказом по ГУВУЗу Минпроса РСФСР он утверждается деканом историко-филологического факультета Марийского государственного педагогического и учительского института имени Н.К. Крупской.

Время после марта 1953 г. ознаменовалось оздоровлением внутрипартийной и государственной жизни. … В декабре 1954 г. Министерство просвещения РСФСР назначает М.П. Хабаева на должность доцента кафедры марксизма-ленинизма БурятМонгольского государственного педагогического института в порядке перевода из Марийского государственного педагогического института.

В первые годы Морхоз Петрович работает доцентом кафедры марксизма-ленинизма, на общественных началах исполняет обязанности первого заместителя председателя правления республиканского общества «Знание». Затем становится его председателем.

6 октября 1961 г. … был подписан приказ № 182: «Считать избранным и утвердить деканом историко-филологического факультета доцента кафедры марксизма-ленинизма М.П. Хабаева».

В 1963 г. на базе историко-филологического факультета при активном участии М.П. Хабаева был создан новый факультет — иностранных языков с тремя кафедрами: английского, немецкого и французского языков. Таким образом, была заложена традиция зарождения в недрах историко-филологического факультета новых отделений и факультетов.

На трудном посту декана самого большого и многопрофильного факультета института Морхоз Петрович проработал более шести лет.

Студенты ИФФ стали первыми слушателями факультета общественных профессий (ФОП), который открылся в институте в 1961/63 учебном году.

В рамках ФОП была создана школа молодого лектора (ШМЛ). Ее создавал и в течение многих лет возглавлял М.П. Хабаев.

… В конце 1967 г. ему была назначена персональная пенсия союзного значения. В связи с этим ректорат института удовлетворил просьбу Морхоза Петровича об освобождении его от должности декана историко-филологического факультета с 15 февраля 1968 г. … Уйдя с этой должности, Морхоз Петрович до сентября 1974 года преподавал на кафедре истории КПСС.

Находясь на пенсии, Морхоз Петрович усиленно занимается научной и общественной работой. Главным предметом его исследований становится история высшего педагогического образования в Бурятии. Первый директор стал первым летописцем первого высшего учебного заведения республики. К сожалению, полностью завершить задуманное ему не удалось, а монография в виде очерков, подготовленная к изданию его дочерью И.М. Хабаевой, была опубликована в 1983 г.

Ушел из жизни Морхоз Петрович в начале 1980 г. В память о выдающемся сыне бурятского народа решением ученого совета Бурятского государственного университета учреждена стипендия М.П. Хабаева, на историческом факультете оборудован именной кабинет.

На стене здания на углу улиц Ленина и Сухэ-Батора, где открылся в 1932 г. первый вуз Бурятии — Бурят-Монгольский государственный педагогический институт, установлена мемориальная доска в память о первом ректоре БГПИ Морхозе Петровиче Хабаеве.

По решению коллегии Министерства образования Республики Бурятия портрет М.П. Хабаева помещен в галерее наиболее выдающихся работников образования республики в Бурятском республиканском институте образовательной политики.

ЕВГЕНИЯ КАРПОВНА ХАБАЕВА

Стаж работы в БГПИ 5 лет.

Из воспоминаний Евгении Карповны Хабаевой: «Родилась я в 1905 году в семье маломощного крестьянина-середняка. У моих родителей было восемь детей, из которых я была самой старшей. Когда мне исполнилось тринадцать лет, мой отец Карп Булытович Булытов после долгих сомнений и споров в семье отвез меня учиться в село Голуметь Иркутской губернии.

Наш учитель Василий Степанович Филиппов был ссыльным из политических. Он рассказывал нам о борьбе русских революционеров, о том, как из Казани в Сибирь он шел пешком по этапу, долго сидел в Иркутском «Централе» и был отправлен на поселение в Черемховскую волость. Василий Степанович находил доступные и понятные слова для детей, рассказывая нам о Ленине, о партии большевиков, которая борется за то, чтобы все народы жили в дружбе, имели равные права и строили свое будущее. За два летних месяца учитель подготовил нас, трех девочек, к поступлению в высшее начальное училище. В 1920 году во время подавления Голуметского кулацкого восстания В.С. Филиппов погиб…

В 1918/19 учебном году в Черемховском училище был организован культурно-просветительский кружок, в работе которого принимала участие и я. Все кружковцы активно поддерживали программу большевистской партии… Обсуждали текущие события, вопросы личного участия в революционном преобразовании края. На наши собрания часто приезжали из г. Иркутска Семен Николаев, Николай Балдаев, Морхоз Хабаев, Павел Балтахинов. Душой нашего кружка была Мария Сагадарова. … В период становления Советской власти в Прибайкалье и Забайкалье Сагадарова в деревнях и улусах выступала на женских собраниях с пламенными речами и докладами, производившими глубокое впечатление на собравшихся… Им не верилось, что женщина может иметь равные права с мужчиной и с ней должны будут считаться.

Однажды к членам кружка обратился Григорий Саввич Рампилун (Рампилов) с предложением осуществить постановку по его пьесе «Хуни толо долюлан». Она была о любви молодых людей — Ганхы и Шулдэзаньи. Кружковцы горячо взялись за дело. Главные герои исполняли песенные арии на мотив «Шоно Батора». Роли Ганхы и Шулдэзаньи были поручены мне и Алексею Кидаеву, имевшим хорошие голоса. В каникулы 1918/19 учебного года самодеятельные артисты из нашего кружка пожелали показать спектакль в улусах Ныгда, Аларь, Алят и Куйта. Останавливались мы в школах. Сельчане принимали нас радушно. Наш приезд был для них большим событием. В школьном классе была оборудована сцена. Подряд два вечера при свете свечей и керосиновых ламп шел наш спектакль. Деньги, вырученные от продажи билетов, ушли на оплату подвод.

Весной 1919 года в связи с усилением классовой борьбы и обстановкой в крае Черемховское училище было закрыто, и мне пришлось уехать домой. В начале 1920 года в селе Аларь открылась единая трудовая семилетняя школа, где я продолжила учебу. Летом этого же года я вместе с Еленой Шамбуевой и Надеждой Имкеловой приняла участие в переписи населения Аларского ведомства. Пришлось побывать во многих селах и улусах… Нами руководил председатель Аларского хошунного исполкома коммунист Филипп Иванович Павлов.

Осенью 1920 года вспыхнуло кулацко-офицерское восстание. В эти тревожные дни Николай Мункоев … и я были направлены Аларским райкомом РКП (б) в село Голуметь, где был центр восстания, для сбора сведений, в которых нуждались революционные отряды. С заданием мы успешно справились. Вскоре после подавления восстания к нам в Аларь прибыли Винокур и Гранавцев из губкома РКСМ и Черемховской комсомольской организации. Они в своих выступлениях обратили особое внимание на создание комсомольских ячеек в губернии. Затем предложили создать такую ячейку в школе и призвали записаться в нее всех желающих. Дети богатых родителей сразу же покинули собрание. В классе осталось около пятнадцати человек, которые образовали школьную ячейку. В нее вошли Абашей Балыков, Сыретор Башеев, Будда Башкуев, Базыр Вампилов, Надя Имкелова, Зина Иринчеева, Лиза Иринчеева, Елена Шамбуева, Савранна Малахирова (впоследствии Ербанова), Сергей Миронов, Мария Самсонова, Гарма Сельверов и я. Тут же созвали первое комсомольское собрание, на котором меня выбрали секретарем нашей школьной ячейки, по существу первой в Аларском аймаке. Она входила в состав Черемховской организации РКСМ. Над нашей ячейкой взял шефство учитель школы коммунист Иннокентий Петрович Хабаев. Члены нашей ячейки ездили по селам и улусам, помогали организовывать новые ячейки РКСМ. Мне лично пришлось их создавать в селах Шанат, Куркат, Алят, Шолот, Иваническое и Жалгай. Призывая сельскую молодежь вступать в комсомол, мы рассказывали о задачах РКСМ, о положении в стране и крае. Только недавно было подавлено кулацкое восстание, и наши агитационные поездки по селам и улусам были небезопасны. В связи с этим нам выдавали личное оружие. У меня, например, был маленький браунинг.

Зимой 1921 года в селе Бахтай состоялась партийная конференция Аларской парторганизации, на которую я была избрана делегатом… Я в своем выступлении поведала о делах нашей комсомольской ячейки, о том, как собирали теплые вещи для Красной армии, в каких трудных условиях приходится работать сельским комсомольцам. Я ведь своей матери сказала, что еду на учительскую конференцию, которая проходила в те же дни и в том же здании Бахтайской школы. Мама боялась за меня, знала, что белобандиты … расправляются с комсомольцами. …Весной 1921 года мне удалось приехать домой на каникулы. На наше село напала банда Замащикова. Белобандиты ворвались в наш дом, требуя выдачи меня, но тут же суетливо засобирались и покинули наш дом. Дело в том, что наш отец всех детей уложил на пол, закрыл их старыми одеялами и велел им стонать и охать, а ворвавшимся белобандитам сказал, что в доме тиф.

Наша работа по вовлечению сельской молодежи в комсомол давала свои результаты… В декабре 1922 года в г. Черемхово меня избрали делегатом на первую Иркутскую областную комсомольскую конференцию… Многие ячейки РКСМ были премированы за хорошую работу. В числе их оказалась и наша Аларская. Нам подарили большую библиотечку политической литературы, в которой оказалась очень популярная тогда книга «Азбука коммунизма». Мне как секретарю ячейки РКСМ в качестве премии вручили балалайку, которая в течение долгого времени была главным музыкальным инструментом участников нашей художественной самодеятельности.

В 1923 году я училась в иркутской средней школе № 5. В тот год была организована Бурятская автономная область, центр которой находился в г. Иркутске. По своей общественной работе я часто встречалась со знакомыми коммунистами—Марией Сагадаровой, Агашей Архинчеевой, Феней Осодоевой. Выполняла ответственные поручения коммунистов старшего поколения — М.Н. Ербанова, М.И. Амагаева, И.А. Ильина, Н.Н. Абашеева. Руководители автономной области уделяли большое внимание организации художественной самодеятельности. Нашим коллективом руководил незаурядный организатор и пропагандист бурятского искусства И. Дадуев.

Весной 1923 года Алятский булучный Совет делегировал меня на кооперативный съезд в г. Верхнеудинск, куда в то время переехал центр Бурятской автономной области. Съезд проходил в здании по улице Ленина, где сейчас находится музей природы. С докладом выступил М.Н. Ербанов. Из Алят на съезд нас приехало трое: председатель потребсоюза Санжей Галсанов, члены потребсоюза—фельдшер В. Каминский и я — секретарь Алятской ячейки.

В августе 1923 года я была включена в состав делегации на Всесоюзную сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку в г. Москве. Семнадцать суток ехали мы в вагоне-теплушке до г. Москвы. Нас встретили земляки—студенты КУТВ Ф.М. Шулунов, И.И. Хандранов, Г.В. Уданов и другие. Выставка размещалась в Нескучном саду, куда из Аларского района привезли деревянную восьмистенную юрту со всей обстановкой и утварью. «Хозяином» юрты выступил аларский бурят Бато Хабухаев, а в роли его «дочери» была Зинаида Иринчеева. Посетители интересовались жизнью бурятского народа, делами в области культуры, народного хозяйства.

… В 1924 году я встала на комсомольский учет в студенческой организации Ленинградского коммунистического университета, куда поступил учиться мой муж Морхоз Петрович Хабаев. В районном комитете РКСМ меня избрали в президиум МОПРа (Международной организации помощи революционерам). Я занималась пропагандой деятельности этой организации, вела прием новых членов, переписку с зарубежными организациями. По поручению президиума рассказывала о работе МОПРа, о связях Ленинградского отделения этой организации на комсомольских собраниях Путиловского завода, на фабрике «Красное знамя» и на многих других предприятиях»*.

«…В 1928 г. Евгения Карповна поступила на филологический факультет Иркутского госуниверситета, в 1932 г. перевелась в только что созданный Бурятский пединститут. После окончания вуза работала преподавателем русского языка и литературы. Работала на рабфаке пединститута, в педучилище, …

Рассказывает Генриетта Морхозовна: «Семья у нас была большая, кроме нас, троих дочерей, до войны у нас жили мамины младшие братья… папины племянники… мамины сестры… Сейчас, вспоминая свое детство, всегда удивляюсь, какие были у меня добрые родители, содержали всю эту ораву родственников … Все собирались вечером и сидели в кухне, соблюдая тишину, т.к. мама и папа вечером готовились к занятиям. Мама их всех приучила к чтению книг, обычно все сидели, и каждый со своей книгой. У нас была большая библиотека русских и зарубежных писателей: сочинения Жюля Верна, Марка Твена, Дюма и др.

Мама строго следила за нашим воспитанием. Мы, начиная с трех лет, учили стихи детских писателей А. Барто, К. Чуковского и др. В школьном возрасте направляла наше чтение на классиков русской и зарубежной литературы. Очень следила за нашим внешним видом, всегда к каждому празднику шила нам обновки. В 1939 г. двух младших братьев мамы отправили учиться в Москву: одного в институт иностранных языков, другого в технологический. Я помню, шли телеграммы: «Вышлите двести задолжал ломбард. Дорж». А младший брат был еще категоричнее: «Деньги. Жан». Я не помню ворчания моих родителей по этому поводу, видимо, посылали.

В 1937 г. отца, наконец, обком партии отпустил на учебу в аспирантуру. В июле мы всей семьей поехали в Москву. Папа водил нас в Москве по музеям. В первую очередь были в музее Ленина, в Мавзолее, в Третьяковской галерее и др. В августе мы с мамой поехали домой, а папа остался на учебу в аспирантуре…».

Вспоминает И. М. Хабаева: «…В 1937–1939 гг. в городе в среде интеллигенции чувствовалась напряженность. Город тогда был маленьким, и почти вся среда партийных работников, преподавателей вузов, учителей школ, врачей нам, детям, была знакома. Репрессии шли еженощно. Каждый день люди испуганно передавали друг другу: ночью забрали того-то, был тщательный обыск… Отца нашего не забирали ночью, его вызвали в прокуратуру часа в три дня и задержали на все три года.

Наша мама, Евгения Карповна, держалась стойко. Она говорила нам и всем, что это ошибка и скоро Морхоза Петровича выпустят. Может быть, она и плакала по ночам, но мы никогда не видели ее распустившейся и плачущей. Как всегда, она была хорошо одета, подтянута, ходила с высоко поднятой головой, как бы утверждая, что Хабаев не враг народа… Временами ее вызывали в прокуратуру и требовали рассказать, с кем общался Морхоз Петрович. Мама приходила домой уставшая, измученная от этих допросов. С тех пор у нее стала дрожать голова, и это дрожание осталось на всю жизнь.

С арестом отца маму, работавшую в педучилище (и на рабфаке пединститута), сняли с работы как жену врага народа. Какое-то время она была без работы. Через месяц-полтора она пошла в наркомпрос просить направление в какую-нибудь сельскую школу. В то время заместителем наркома просвещения был Алексей Алексеевич Дуринов. Он хорошо принял Евгению Карповну, сказал, что в деревню ехать не надо. Он уверял, что Хабаев не враг народа, это ошибка, и взял на себя смелость дать направление в институт усовершенствования учителей преподавателем русского языка и литературы. Кроме того, мама вела почасовые занятия в педучилище и на каких-то курсах военных летчиков. Жили с нами два маминых брата, оба еще неженатые, так что материально мы жили вполне сносно…»

«… С 1945 по 1954 г., когда семья переехала в г. Йошкар-Олу, Республику Марий-Эл, Евгения Карповна работала на филологическом факультете Марийского государственного педагогического и учительского института. В 1956 г. ушла на заслуженный отдых и полностью посвятила себя семье. Не только заботилась о своих уже взрослых детях, больше об их детях—внуках. Ушла из жизни в 1992 г. в возрасте 87 лет.

ГЕНРИЕТТА МАРХОЗОВНА ХАБАЕВА

Кандидат биологических наук, доцент. Стаж работы в БГПИ–БГУ 42 года.

«Генриетта Мархозовна Хабаева— кандидат биологических наук, доцент, отличник народного просвещения СССР и РСФСР, заслуженный работник народного образования Республики Бурятия, первая женщина-зоолог из бурятского народа.

Родилась 7 ноября 1928 г. в г. Верхнеудинске (ныне Улан- Удэ). Окончила Марийский государственный педагогический институт и аспирантуру Зоологического института AН СССР (г. Ленинград).

Тема диссертации Г.М. Хабаевой была связана с проблемой фауны и экологии грызунов степных и лесостепных районов Юго-Западного Забайкалья. Позже, во время работы в Бурятском педагогическом институте, научные интересы Г.М. Хабаевой заметно расширились, они охватывают не только фауну и экологию млекопитающих, но и другие группы животных—пресмыкающихся и птиц.

Генриетта Мархозовна оставила глубокий след в териологии, описав новый для науки вид ископаемой пищухи Ochotonatologoica Chabaeva, 1958 из разрезов антропогенных отложений горы Тологой в Западном Забайкалье.

Она является одним из авторов книг «Редкие и исчезающие животные и растения Бурятии» (1982 г.), «Они нуждаются в охране» (1985 г.), «Животный мир Бурятии. Состав и распределение наземных позвоночных» (1986 г.). Активно участвовала в работе авторов первого издания Красной книги Бурятии (1988 г.). Ею опубликовано 40 научных трудов, в том числе 4 монографии.

Вся ее трудовая деятельность связана с Бурятским государственным педагогическим институтом им. Д. Банзарова. В 1953 г. после защиты молодой кандидат наук по направлению Министерства просвещения РСФСР возвращается в родной Улан-Удэ для работы в Бурят-Монгольском педагогическом институте… Работала старшим преподавателем, доцентом, заведующей кафедрой.

Генриетте Мархозовне приходилось обращать особое внимание на подготовку высококвалифицированных специалистов, поскольку на кафедре в то время не хватало преподавателей с учеными степенями и званиями. В течение короткого времени молодые специалисты от кафедры были направлены в аспирантуры ведущих вузов и научно-исследовательских институтов страны: в г. Владимир — О.М. Зыкова, В.А. Богданова, Р. Серебренникова, Н.И. Кованова (по физиологии человека и животных); в Ленинград—М.А. Ербаева (по палеозоологии), Т.Х. Никитина, Б.Х. Шагдуров (по зоологии); в Москву—Е.Е. Алексеева, Ц. З. Доржиев (по зоологии); в Новосибирск — Т.К. Имехелова (по энтомологии).

Некоторые моменты из воспоминаний доцента О. М. Зыковой: «…Когда я окончила институт, Генриетта Мархозовна пригласила меня работать ассистентом кафедры зоологии, а несколько позже убедила моих родителей отправить меня учиться в аспирантуру … Наша заведующая постоянно заботилась о научном потенциале кафедры … Трудно выразить все чувства к Генриетте Мархозовне: уважение, любовь, благодарность и гордость от того, что рядом с нами живет замечательный человек, к которому можно обратиться за любым советом и всегда получить помощь и поддержку…».

Доцент Т.X. Никитина делится некоторыми своими впечатлениями: «Генриетта Мархозовна интеллигентный, мягкий, мудрый человек… Еще в моих воспоминаниях остались ее рассказы о своих преподавателях, о своем научном руководителе, об их интеллигентности, чуткости и простоте их в обращении со студентами, аспирантами. Это на меня производило огромное впечатление». За период руководства кафедрой Генриеттой Мархозовной зоологическое подразделение института стало одним из ведущих в вузе по учебно-методической и научной работе … Она первой вела в институте курс общей экологии, в течение многих лет читала лекции по зоологии позвоночных и зоогеографии … Трудно сосчитать, сколько прошло через «руки» Генриетты Мархозовны будущих учителей школ, многие из них впоследствии стали известными мастерами своего дела.

ИНДРА МАРХОЗОВНА ХАБАЕВА

Кандидат экономических наук, доцент. Стаж работы в БГПИ–БГУ 45 лет.

Отличник просвещения СССР, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник образования РБ, заслуженный профессор БГУ, доцент, кандидат экономических наук. Входила в состав консультативного совета женщин при Президенте Республики Бурятия.

Индра Мархозовна окончила Московский государственный педагогический институт им. Ленина, аспирантуру на кафедре политэкономии МГПИ им. Ленина, где защитила кандидатскую диссертацию.

Работа в Бурятском государственном университете для И.М. Хабаевой—это продолжение педагогической традиции семьи, история которой неразрывно связана с этим высшим учебным заведением. За годы работы здесь она прошла путь от ассистента до декана факультета.

Более 11 лет (с 1985 по 1996 г.) она заведовала межфакультетской кафедрой политэкономии, которая впоследствии стала называться кафедрой экономической теории. Вместе с коллегами всей страны члены кафедры пережили трудности перехода от преподавания марксистсколенинской политэкономии к изучению содержания и преподаванию теории современной рыночной экономики.

В июне 1996 г. приказом ректора БГУ С.В. Калмыкова был открыт факультет экономики и управления (ФЭУ) и первым деканом, организатором факультета была назначена И.М. Хабаева. Под помещение факультета была отведена половина третьего этажа в первом корпусе БГУ, где предстояло сделать полный ремонт в административных и учебных аудиториях. Эти хозяйственные трудности были преодолены, и к началу учебного года все было готово.

На ФЭУ пришли студенты 2–4-х курсов из бывшего бурятского филиала НГУ. Под руководством И.М. Хабаевой и деканата ФЭУ в течение особенно первых двух лет была проведена большая работа по стыковке документации бывшего БФ НГУ и ФЭУ БГУ, по корректировке их учебных планов, по обеспечению учебного процесса на всех курсах пришедших в БГУ студентов, что сопровождалось массой трудностей. Эти трудности были преодолены, и студенты, курс за курсом, успешно закончили обучение на ФЭУ БГУ.

Помимо этой работы параллельно в 1996 г. был сделан первый набор студентов управленческих специальностей на ФЭУ. Тем самым в Бурятии впервые была начата подготовка специалистов по социальному менеджменту, по государственному и муниципальному управлению. Тогда же Индра Мархозовна проводила активную работу по организации кафедры экономики и управления на ФЭУ, затем по реорганизации ее в кафедру экономики и кафедру основ деловой коммуникации, которая затем была реформирована в кафедру государственного и муниципального управления.

ФЭУ под ее руководством, пройдя этап становления, превратился в стабильно и успешно функционирующий факультет. В этот период ФЭУ БГУ подготовил четыре первых в Бурятии выпуска специалистов по математическим методам в экономике, которые успешно интегрировались в экономическую сферу республики. Первые в Бурятии менеджеры государственного и муниципального управления и социальной сферы также вышли тогда из стен факультета экономики и управления Бурятского государственного университета и без проблем вписались в управленческие и экономические структуры республики и других регионов страны.

Успех любого проекта обеспечивается не просто коллективом, а командой единомышленников, именно такую команду представляли собой тогда студенты и преподаватели ФЭУ. «… На факультете складывались традиции и устанавливались свои законы. И законы первых лет существования были весьма демократичными. Думаю, в этом сказались великолепные организаторские способности Индры Мархозовны, ее умение строить доверительные отношения со всеми окружающими … Атмосфера дружеской поддержки и внимания к каждому отдельному студенту … был главной и отличительной чертой времени, когда у руля нашего корабля был «наш капитан» Индра Мархозовна Хабаева … » — пишет О.Г. Аносова, кандидат филологических наук, доцент, заместитель декана по воспитательной работе ФЭУ БГУ в 1996–1998 гг., заместитель декана по учебной работе ФЭУ БГУ в 2000–2002 гг.

Начало некоторых ныне существующих общеуниверситетских традиций БГУ было положено на факультете экономики и управления по инициативе декана И.М. Хабаевой. Так, 1 сентября 1996 г. впервые в БГУ на собрании первокурсников был торжественно исполнен студенческий гимн «Гаудеамус». Также в феврале 1998 г. со студентами факультета впервые было проведено празднование Нового года по лунному календарю. Также именно студенты ФЭУ впервые исполнили на сцене БГУ массовый ехор, представили короткие постановки на бурятском языке с юмористическим переводом на русский язык во время «Студенческой весны».

С целью совершенствования и приближения теоретического обучения к практике на факультет были приглашены для преподавания действующие руководители разного уровня из административных структур республики, разработана стратегия проведения студенческих практик в республиканских и муниципальных структурах. «…И мы с деканом были едины в понимании того, что учебный процесс должен быть тесно связан с практикой управления …» — вспоминает А.А. Елаев, доктор исторических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ФЭУ БГУ в 2001–2005 гг., зам. председателя Комитета по межнациональным отношениям, общественным, религиозным объединениям и информации Администрации Президента РБ.

При поддержке ректората БГУ по инициативе И.М. Хабаевой в русле современных требований к квалификации менеджеров нового поколения было принято решение в дополнение к изучению специальных управленческих дисциплин организовать обучение будущих управленцев деловому русскому языку, одному из иностранных языков и бурятскому языку как второму государственному языку республики. С этой целью деканом была приглашена на факультет для заведования кафедрой основ деловой коммуникации кандидат филологических наук, доцент О.И. Богомолова, знания и опыт которой сыграли первостепенную роль в профессиональном обучении будущих менеджеров перечисленным языкам. В тот период на ФЭУ БГУ были подготовлены первые в Бурятии менеджеры, хорошо владеющие всеми тремя языками, что впоследствии сыграло важную роль в их дальнейшей судьбе как специалистов.

Работа комиссии Министерства образования РФ по аттестации и лицензированию специальностей осенью 2001 г. подтвердила, что на факультете экономики и управления БГУ разработан весь необходимый комплекс учебно-методических материалов и рабочих программ по всем преподаваемым специальностям и дисциплинам, был отмечен их профессиональный уровень, соответствующий требованиям высшей школы.

Как свидетельствуют коллеги и соратники, годы создания и организации работы факультета экономики и управления навсегда остались в их памяти … Это было время профессионального становления молодых коллег Индры Морхозовны, под руководством которой они из «новичков» превратились в знающих специалистов и умелых организаторов.

С 2003 г. Индра Мархозовна — профессор на кафедре экономической теории, которая стала входить в состав факультета экономики и управления. До выхода на пенсию в 2016 г. она продолжала преподавать на ФЭУ экономическую теорию и управленческие дисциплины.

Поделиться новостью: