10окт.2023

Программа открытия бюста ректора БГПИ им. Доржи Банзарова И.А. Батудаева

12 октября 2023 14:00, ул. Смолина, 24 а, Главный корпус
21Батудаев

Программа открытия бюста ректора БГПИ им. Доржи Банзарова И.А. Батудаева

и торжественное мероприятие, приуроченное Дню Учителя и Году педагога и наставника

Дата

Мероприятие

Время проведения

Место проведения

12.10.2023

Торжественное открытие бюста ректора БГПИ им. Доржи Банзарова И.А. Батудаева.

Выступления:

1. Ректор БГУ им. Д. Банзарова А.В. Дамдинов

2. Мэр Осинского района В.М. Мантыков

3. Зав. кафедрой терапии Медицинского института БГУ Т.И. Батудаева

14:00

Главный корпус БГУ

Смолина, 24 а

12.10.2023

Торжественное собрание, приуроченное ко Дню Учителя и Году педагога и наставника.

Доклады и выступления:

1. Директор Института педагогики и психологии Дагбаева Н.Ж.

2. Выступления приглашенных гостей

Концерт

14.30

Главный корпус БГУ,

Смолина, 24 а

Актовый зал

Из племени созидателей

12 ноября 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения Ивана Александровича Батудаева, человека, внесшего большой вклад в развитие народного образования, науки и культуры Бурятии.

Родился он в улусе Каха Осинского, в прошлом Боханского, аймака Иркутской области в семье Башина (Александра) Батудаевича Батудаева и Таряши Андреевны Башкуевой.

Выходец из трудовой крестьянской семьи, Иван с седьмого класса начал работать в колхозе имени Карла Маркса. После окончания средней школы с отличием, он был призван в армию, чего, кстати, очень ждал. Службу проходил в Приморском крае и в Петропавловске – на Камчатке. В августе 1945 г. в составе Первой дальневосточной армии в должности командира взвода, И.А. Батудаев принимает участие в разгроме Квантунской армии, получил ранение осколком гранаты в ногу. В 1946 г. был на курсах усовершенствования офицеров пехоты. В 1947 г. демобилизованный капитан поступает в Бурятский пединститут на исторический факультет. Директором института была Е.А. Рампилова, деканом – П.П. Малафеев.

Незаурядные способности, целеустремленность, работоспособность, упорство позволили ему на год раньше закончить институт и получить диплом с отличием. По распределению был направлен в Байкало-Кударинскую среднюю школу директором школы. Работа нравилась, школа в течение учебного года выполнила требования о всеобуче, повысилась успеваемость. Директор строил планы на будущее.

Но в августе 1951 г. он был направлен заведующим отделом Байкало-Кударинского райкома КПСС. К январю 1953 г. новое назначение – заместителем начальника Управления культурно-просветительных учреждений при Совете Министров республики, а через полгода становится лектором лекторской группы обкома партии.

В 1956 г. он поступает в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, которую спустя три года успешно заканчивает с защитой диссертации и получением степени кандидата философских наук. После этого И.А. Батудаев работал заведующим отделом школ, наук и культуры ОК КПСС, заведующим кафедрой философии и секретарем парткома в Бурятском сельхозинституте.

Автор этой статьи был в то время секретарем партбюро пединститута. Часто встречались. Иван Александрович охотно делился опытом работы, бывал на пединститутских мероприятиях.

В 1967 г. он был назначен ректором Бурятского пединститута. В этой должности он трудился около 20 лет. Здесь в полной мере проявились его глубокие знания, профессионализм, организаторский талант, высокие личностные качества. За эти годы кардинальным образом обновилась материальная база вуза. Благодаря усилиям ректора, поддержанным руководством республики, был построен главный учебный корпус на 1400 посадочных мест, два студенческих общежития на 888 мест. Строительству предшествовала огромная работа по сносу стоявших там 6 длинных бараков, 2 двухэтажных жилых домов, пожарного депо, клуба водников, поликлиники, аптеки. Само строительство велось трудно: не хватало денег, техники, строителей. Нередко ректору приходилось включаться в поиск строительных кранов, обеспечение стройки раствором, кирпичом и т.п. Не случайно, студенты, работавшие на строительстве, в своей среде называли ректора «нашим прорабом». Кстати, после некоторой подготовки работали на стройке сами студенты в качестве штукатуров, маляров, электриков…

Ректор требовал, чтобы вместе с расписанием учебных занятий на семестры составлялись и графики работы на институтском строительстве. Так возводились главный учебный корпус, общежития и другие строящиеся объекты.

В те же годы были построены агробиологическая станция с лабораториями и складскими помещениями, спортивно-оздоровительный лагерь на озере Щучье, спортивно-лыжная база в пос. Орешково, было начато строительство столовой на 510 посадочных мест.

Особая забота проявлялась руководителем вуза о подготовке профессорско-преподавательских кадров. Он прекрасно знал, что от уровня научной квалификации преподавателей зависит качество выпускаемых ими учителей, вклад в развитие науки. Для этого использовались возможности подготовки научных кадров в центральных вузах и НИИ страны через аспирантуру, докторантуру, соискательство, перевод на СНС. Благодаря этому в те годы было подготовлено более 150 докторов наук, профессоров, кандидатов, доцентов. В конце 80-х годов по удельному весу докторов и кандидатов Бурятский пединститут имел самый высокий показатель среди 24 педвузов Сибири и Дальнего Востока. Успеху в подготовке вузовских преподавателей во многом способствовала высокая требовательность ректора, сочетавшаяся с тактичностью, выдержкой, уважением к человеку.

Предметом повседневной заботы профессора И.А. Батудаева являлось развитие научных исследований. Вплоть до середины семидесятых годов научная работа в институте страдала много- и мелкометьем. Благодаря усилиям ректора в институте был сделан переход к крупным, комплексным исследованиям, возросли масштабы и эффективность научных поисков. Учеными вуза были достигнуты внушительные результаты в исследовании проблем охраны и рационального использования природных ресурсов Байкальского региона, физики твердого тела, истории, этнологии, социальной структуры, интеллигенции, филологии, фольклористики, образования, педагогики. Институт стал местом проведения крупных научных конференций.

Ректор был не только опытным организатором вузовской науки, но и активным исследователем. Им написано и опубликовано более 50 научных работ, в том числе 2 монографии. Круг научных интересов профессора И.А. Батудаева был достаточно широким. Это проблемы социальной революции и реформы, истории и педагогики высшего образования, внедрения исследовательских методов обучения и др. Начало его научной деятельности связано с разработкой проблемы социальной революции и реформы.

Собственно, эта проблема была определена в Академии общественных наук при ЦК КПСС в качестве темы его кандидатской диссертации, над которой он и работал все эти годы. Называлась она: «Марксизм и реформизм о революции и реформе». Исследование было успешно защищено в 1960 г. в Институте философии АН СССР и издано в виде монографии в Улан-Удэ (4, 0 п.л.) и ряда научных статей. Диссертация получила высокую оценку специалистов.

В 1970-1980-е годы, то есть в период работы И.А. Батудаева ректором Бурятского пединститута, его научные интересы переместились в сферу практической деятельности. Он активно включается в изучение проблем вузовского коллектива. В результате им был написан и издан ряд статей, освещающих различные стороны жизнедеятельности педагогического вуза. В 1977 г. вышла его обобщающая работа «Вузовский коллектив и современность (опыт, проблемы, суждения)». Это первая часть (или выпуск) состоящей из двух частей монографии. К сожалению, намерение автора издать вторую часть оказалось не реализованным. В книге, а также в статья И.А. Батудаева на конкретных материалах Бурятского государственного педагогического института подвергнуты анализу проблемы отечественного высшего образования: повышение теоретического, научно-методического уровня учебных занятий на основе достижений современной науки, ход перестройки преподавания учебных дисциплин в связи с переходом школ на новые программы, оптимизация и интенсификация учебного процесса, широкое применение техническихсредств и методов программированного обучения, внедрение исследовательских, поисковых методов при проведении занятий и др. Автором раскрывается место и роль самостоятельной работы, ее формы организации и контроля. В числе таких форм: проверка конспектов лекций и первоисточников; наблюдения на лабораторных занятиях за выполнением заданий, разработанных преподавателями; контролирующий и фронтальный опрос на семинарских и практических занятиях по системе «0», «1», «3»; сдача коллоквиумов по заранее планируемой теме; разработка и проведение письменных контрольных работ; внутрисеместровая аттестация по предусмотренным в планах узловым темам на кафедрах общенаучных дисциплин; проведение групповых и индивидуальных консультаций и собеседований с вызовом отстающих студентов; организация предметных и научных кружков; организация учебно-исследовательской работы студентов и др. Прекрасно понимая, что основным направлением повышения качества подготовки учителей для общеобразовательной школы является фундаментализация теоретической подготовки, И.А. Батудаев особое внимание в своих работах уделил научно-исследовательской работе студентов. При этом он подчеркивал, что учитель будущей школы – это учитель-исследователь. Такого учителя педагогический вуз должен готовить сегодня.

Важно то, что в институте получили развитие традиционные и новые формы НИРС, сопровождающееся ростом числа студентов, занимающихся наукой. В 1968 г. число студентов дневной формы обучения, участвующих в НИРС, составляло около 2870 человек. Функционировало 200 научных студенческих кружков, в которых занималось 2032 студента. Чем больше студентов приобщится к науке, считал ректор, тем лучше они будут подготовлены к будущей практической работе.

Большое внимание в исследованиях И.А. Батудаева занимают проблемы профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в вузе. По его инициативе и под его руководством в Бурятском педагогическом институте в течение ряда лет коллективно осуществлялось исследование темы «Формирование профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе», в котором принимали участие около половины преподавателей института. Результаты исследования нашли свое отражение в подготовленных и изданных монографиях, учебных пособиях, статьях. Кроме того, по данной теме на базе Бурятского пединститута была проведена Всероссийская научная конференция. В ее работе участвовали 340 человек, представителей – многих вузовских и научных центров страны. И.А. Батудаев серьезное внимание уделял научному осмыслению роли и форм творческого сотрудничества педагогического института и органов образования и общеобразовательных школ. У него есть также ряд статей, посвященных вопросам народного образования Монголии. В семидесятые годы он включается на правах руководителя в разработку коллективной общеинститутской темы «Трудовое воспитание и профориентации сельских школьников». Итогом исследования явилось создание ряда крупных индивидуальных и коллективных работ, проведение Всероссийской научно-практической конференции, в которой приняли участие около ста преподавателей. Сам же Иван Александрович написал статью «Подготовка кадров просвещения из села». Эти работы имени не только научную, но и большую практическую значимость. Выводы, размышления, предложения, рекомендации автора использовались преподавателями вузов, школ, работниками органов народного образования, исследователями указанных проблем.

Как ректор И.А. Батудаев обладал ценным качеством – умением вести коллектив, увлечь его, держать в состоянии постоянного поиска, интеллектуального напряжения. Преподаватели тех лет помнят, с какой активностью, энтузиазмом, соревнуясь друг с другом, факультеты и кафедры занимались техническим переоснащением учебного, научного процесса. В результате были созданы внутривузовский телецентр, обсерватория, станция наблюдения искусственных спутников Земли, современные научные и учебные лаборатории, телевизионные и автоматизированные классы. За годы работы ректором И.А. Батудаева Бурятский государственный педагогический институт из относительно небольшого периферийного института превратился в крупный современный вуз первой категории, в один из лучших пединститутов России. Он неоднократно становился победителем в соцсоревновании педвузов РСФСР, а в 1982 г. был награжден орденом «Знак Почета».

Профессор И.А. Батудаев был известен в республике и своей активной общественной деятельностью. Он избирался членом Бурятского обкома КПСС, депутатом Верховного Совета республики, членом Улан-удэнского горкома партии, депутатом горсовета. За ратные и трудовые успехи И.А. Батудаев награжден орденами Отечественной войны, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многими медалями. Ему были присвоены почетные звания заслуженного деятеля науки Бурятии и заслуженного учителя школы республики. На стене главного учебного корпуса Бурятского государственного университета установлена мемориальная доска, на которой высечены слова: «Здесь работал ректором БГПИ с 1967 по 1986 г. видный деятель науки и образования Российской Федерации профессор И.А. Батудаев». Согласно решению Ученого совета университета один раз в два года в университете должны будут проводиться Батудаевские чтения, ежегодно двоим лучшим студентам присуждаться стипендии имени И.А. Батудаева. На родине Ивана Александровича, в Осинском районе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области, Кахинской школе, что в селе Хокта, присвоено имя профессора И.А. Батудаева. Труд И.А. Батудаева – заметный след на благодарной земле Бурятии. Сегодня коллектив Бурятского государственного университета продолжает и развивает лучшие традиции, заложенные в Бурятском педагогическом институте под руководством его ректора профессора И.А. Батудаева.

В 2006 г. И.И. Осинским издана монография «Из племени созидателей. О ректоре Бурятского государственного педагогического института профессоре И.А. Батудаеве».

Профессор И.И. Осинский

Поделиться новостью: