MedBookAide - путеводитель в мире медицинской литературы
Разделы сайта
Поиск
Контакты
Консультации

Вайнер Э. Н. - Валеология: Учебник для вузов

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
<<< НазадСодержаниеДальше >>>

Субъективные показатели не всегда соответствуют объективному состоянию.здоровья человека, так как во многом определяются его индивидуальными психофизиологическими качествами и складывающимися в настоящее время жизненными установками и обстоятельствами, поэтому человек может иногда себя хорошо чувствовать при уже начинающихся болезненных изменениях.

2. Объективные показатели состояния человека выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены -другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. К объективным относят массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти и становую, частоту и ритмичность пульса и дыхания, температуру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т.д. Важным дополнением к объективной самооценке показателей здоровья может быть реакция и режим восстановления отмеченных показателей (чаше всего для этого используется частота сердечных сокращений) на дозированную физическую нагрузку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).

Комплексная самооценка текущего уровня здоровья позволя-'ет человеку контролировать свой образ жизни и своевременно корректировать его (в том числе и физические нагрузки) в целях обеспечения здоровья. Необходимость же самооценки не вызывает сомнения, так как в процессе повседневной деятельности организм как целостная, интегральная система чутко реагирует на все виды нагрузок, которые ему приходится выполнять — физические, психические, профессиональные, бытовые и др. Оценка текущего состояния организма должна проводиться в системе, включающей различную степень глубины врачебно-педагогиче-ского обследования и с определенной периодичностью. В частности, в такой системе должны быть предусмотрены:

— Самоконтроль, предполагающий выполнение человеком определенных тестовых заданий и сравнение результатов последних с предыдущими;

- Периодический контроль (например, ежемесячный), проводимый по данным анализа дневника;

- Текущий контроль, проводимый постоянно самим человеком (если есть возможность, то и с участием специалиста — педагога или медика) и включающий указанные выше субъективные и объективные показатели. При этом важно умение занимающегося физической культурой оценивать свое самочувствие и происходящие в организме изменения. Результаты текущего контроля позволяют принимать решения о необходимости внесения принципиальных изменений в программу тренировок, о степени утомления и его соответствия усталости, о взаимосвязи этих показателей с характером образа жизни в данный период времени и т.д. То есть текущий контроль позволяет проводить оперативную коррекцию тренировочного процесса и образа жизни;

— Этапный контроль, проводимый приблизительно два раза в год, представляет собой углубленное врачебно-педагогическое обследование человека. Оно должно включать антропометрические, функциональные, лабораторные, инструментальные методы. Результаты этапного контроля дают представление об эффективности тренировочного процесса и о произошедших в его результате изменениях в организме с целью дальнейшего воздействия на организм с ориентировкой на самую слабую функциональную систему и т.д.

Объективная оценка текущего состояния организма должна включать связь полученных показателей со всем комплексом воздействий, которые привели к развитию именно этого состояния. В этом отношении важно учитывать не только выполненную физическую нагрузку, но и буквально все характеристики образа жизни, которые сопутствовали текущему периоду: бытовые и профессиональные особенности, характер сна и питания, психологические и климатические факторы и т.д. То есть в конечном итоге тренировочный процесс должен в каждый данный временной отрезок быть составной частью образа жизни, призванной оптимизировать последний с точки зрения здоровья.

4.5, Место двигательной активности в жизнедеятельности человека

4.5.1. Возрастные особенности двигательной активности

Полноценное развертывание генетической программы человека во времени определяется адекватным уровнем его двигательной активности. Это условие проявляет себя уже с момента зачатия.

В животном мире (впрочем, как это было и у наших первобытных и даже гораздо более поздних предков) образ жизни самки после оплодотворения меняется мало, так как она по-прежнему должна бороться за выживание, избегая опасности, добывая пищу, борясь за сохранение своей температуры... Более того, в связи с ростом массы ее тела функциональные требования к ее организму возрастают. Такое положение, сохраняющееся на протяжении миллионов лет эволюции, закрепилось в генетических механизмах животного. Трудно представить, что эти механизмы принципиально изменились у человека. Тем более что на протяжении большей части его существования на Земле беременная женщина вынуждена была вести довольно активный образ жизни. Однако впоследствии в силу все большего проявления социального начала у человека постепенно формировалась разумная установка ответственности не только самки, но и семьи и обшества за продолжение рода. В связи с этим начал формироваться культ беременной. Особенно отчетливо это проявлялось в тех случаях, когда ближайшая перспектива бытия для нее трудно прогнозировалась: в условиях тяжелого труда и дефицита питания не было известно, когда будущая мать сможет отдохнуть, когда сможет опять поесть. Вот почему семья в этих условиях пыталась создать для нее относительно комфортные условия для физического отдыха и еды. Но вряд ли это существенно сказывалось на развитии плода, потому что беременной все-таки приходилось много трудиться, а порой и вынужденно голодать.

Положение изменилось в современном мире. Сейчас в цивилизованных странах тяжелый физический труд остался уделом лишь отдельных профессий (преимущественно мужских), а достаточное питание перестало быть насущной проблемой. В нашей стране беременная получает в законодательном порядке целый ряд льгот в социальном и физическом отношениях, которые должны помочь ей подготовиться к рождению здорового ребенка. Однако при этом чаще всего (с учетом щадящего отношения к ней в семье) совершенно игнорируются созданные эволюцией механизмы обеспечения оптимальных условий для развития плода, и женщина следует лишь режиму физических ограничений и избыточных удовольствий. Эволюционные же предпосылки, как уже отмечалось, требуют от беременной постоянной борьбы за выживание. Вот почему, например, для нормального развития плода в крови беременной периодически должно происходить снижение концентрации питательных веществ, соответствующее физиологическим критериям голода, и кислорода, свойственного, например, напряженной мышечной работе. Именно напряженной: содержание кислорода в крови беременной периодически должно опускаться до уровня, соответствующего пребыванию человека на высоте Джомолунгмы! Чем важны эти требования для нормального развития эмбриона? Оказывается, в условиях дефицита кислорода и питательных веществ он начинает проявлять активность, двигаться (хорошо известный матерям факт). При этом происходит интенсификация кровообращения плода, увеличивается кровоток в пуповине, и через плаценту в единицу времени протекает больше крови плода, чем при его покое. Естественно, что это позволяет ему получать и большее количество необходимых для обеспечения жизнедеятельности и развития веществ. Такое учащение шевелений плода отмечается при физических нагрузках и при длительных перерывах в еде. Так, наблюдения показывают, что через 1,5—2 часа после плотного обеда матери плод делает лишь 3—4 движения в час, а через 10 часов воздержания от пищи — 50—90!

Заслуживает внимания и другое обстоятельство. Исследованиями установлено, что ребенок, родившийся у двигательно активной в период беременности матери, вырабатывает условные рефлексы при меньшем количестве повторений комбинаций условного раздражителя с безусловным подкреплением, чем у двигательно ленивой. Это связывают с тем, что при движениях плода от проприорецепторов, заложенных в мышцах и сустав-но-связочном аппарате, в мозг направляется мощный поток импульсов, стимулирующих развитие мозга зародыша.

Физические упражнения, рекомендуемые женщине во время беременности, можно подразделить на 4 группы.

/. Упражнения на расслабление. Это особенно важно в связи с тем, что в период родов у женщины наступает мощное напряжение мускулатуры, затрудняющее нормальное течение родов и вызывающее сильные боли. Вот почему такие упражнения, особенно в сочетании с психорегулирующей тренировкой и дыхательными упражнениями, позволяют роженице снять волевым усилием излишнее психофизическое напряжение.

2. Дыхательные упражнения позволяют избежать нарушении дыхания и ограничения дыхательных движений, связанных с тем, что увеличенная матка приподнимает диафрагму. Произвольное же диафрагмалъное дыхание («дыхание животом») способствует активизации вентиляции воздуха в нижних долях легких и вместе с тем выполняет своеобразный массаж матки.

3. Гимнастические упражнения необходимы для увеличения подвижности тазобедренных суставов, укрепления и повышения эластичности мягких тканей тазового дна и промежности, укрепления мышц спины и ног. В сочетании с массажем и самомассажем стоп, мышц голени и бедер это способствует, с одной стороны, поддержанию хорошего состояния тех мышц и суставов, от которых зависит нормальное течение родов, а с другой — предупреждает развитие вызванных родами достаточно частых осложнений. Упражнения же на позвоночник помимо сохранения его подвижности стимулируют в последующем выработку молока у молодой матери.

4. Длительные малоинтенсивные упражнения циклического характера (ходьба, лыжи, на ранних периодах беременности — бег, велосипед) обеспечивают оптимальное функционирование систем жизнеобеспечения организма, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и ЦНС; они способствуют освобождению организма от шлаков и нормализуют обмен веществ. Из всех упражнений циклического характера для беременной особенно показано плавание, создающее благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой системы, расслабления мышц, тренировки терморегуляции. Следует отметить, что выполнять упражнения этой группы надо в так называемом аэробном режиме (при пульсе 100-^ 140 в минуту) и доводить длительность их до 30—40минут.

В период беременности необходимо воздерживаться от выполнения ряда упражнений, преимущественно связанных с резкими сотрясениями тела (интенсивный бег, баскетбол, волейбол и др.) и с повышением внутрибрюшного давления (силовые упражнения). Особенно осторожными надо быть в поздние сроки и при осложненной беременности, а также в те дни менструального цикла, когда у женщины до зачатия были менструации.

В последние 3 месяца перед родами в арсенале беременной среди физических упражнений могут быть плавание (с элементами ныряния), прогулки, лыжи, дыхательные упражнения с акцентом на выдохе и упражнения для мышц ног, промежности и тазового дна. Видимо, утренняя гимнастика в сочетании с любым из названных средств будет достаточна беременной для того, чтобы подойти к родам с хорошим состоянием и своего организма, и новорожденного.

Для новорожденного (возраст до одного месяца) двигательная активность является обязательным условием нормального роста и развития. Однако проявляться она должна в пределах физиологического стресса, то есть как реакция на биологические раздражители. Для малыша такими раздражителями являются холод и голод. Борьба за сохранение температуры реализуется через повышение мышечного тонуса и увеличение количества движений. При этом происходит своеобразная тренировка его функциональных систем: растет частота сердечных сокращений (это особенно важно для физиологически незрелого ребенка, у которого она снижена), частота дыхания, нарастает возбуждение центров симпатической нервной системы, активизируется кровообращение (что особенно важно для совершенствования терморегуляции — увеличивается кровоток в коже, благодаря чему она сначала бледнеет, а потом краснеет) и т.д. Рекомендуется 3—4 раза в день обливать ребенка холодной водой из-под крана, причем, это дает хороший результат и у физиологически зрелых, и незрелых детей.

Пеленание детей неблагоприятно сказывается на многих сторонах их роста и развития. Так, нарушается кровообращение в пережатых тканях, в силу чего к поверхностно расположенным из них (коже, мышцам) затрудняется приток крови, и в них развиваются застойные явления. Невозможность двигаться не позволяет ребенку бороться за свою температуру, и в этом случае родителям приходится создавать условия температурного комфорта, когда термостабильность ребенка достигается за счет высокой внешней температуры и теплого белья — первый весьма серьезный шаг к нарушению, детренировке механизмов терморегуляции. Кроме того, рецепторы расслабленных мышц не воспроизводят импульсацию, являющуюся необходимым условием созревания и совершенствования ЦНС. Наконец, пеленание, как считают детские психологи, по механизму импринтинга заглушает «инстинкт свободы» и прививает человеку психологию подчинения.

Грудной возраст (до одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех его структурно-функциональных систем. В становлении функций организма ребенка первого года жизни исключительно важное значение имеет движение. Активность малыша, будучи фактором избыточного восстановления, после рождения определяет процессы его роста и развития. Движение, осуществляемое при активном участии ЦНС, помогает ребенку поддерживать контакты с внешней средой, стимулирует развитие мозга и увеличение его массы, а отсюда — и информационной емкости. Так, поданным ученых ФРГ, у всех 750 детей Мюнхена, которых учили плавать уже в первый год жизни, умственное развитие оказалось выше, чем у других детей. И наоборот: у детей, страдающих тяжелым врожденным недугом —детским церебральным параличом, — отмечается не только разная степень ограничения двигательной активности, но и эмоциональное, психическое и интеллектуальное отставание. И '-ггому есть объяснение. Если взрослый человек до 80% информации получает за счет зрительного аппарата, то ребенок — до 90% — за счет импульсации от проприорецепторов (заложенных в костно-мышечной системе) и от рецепторов кожи. То есть чем больше двигается ребенок, тем более развитым у него оказывается мозг.

Все сказанное позволяет понять необходимость создания оптимальных условий для движений ребенка. Благоприятствует этому то обстоятельство, что в течение первых 2—3 лет жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постепенно нарастает.

Движение является для ребенка (впрочем, должно таким быть и для взрослого) основным средством поддержания температуры тела. Дело в том, что мышцы человека до 80% вырабатываемой энергии трансформируют отнюдь не в движение, а в тепло, причем чем менее координированы сокращения мышц, а тем более — мышечных элементов, тем большая часть энергии переходит в тепло (в частности, при дрожи из-за разобщенности сокращений мышечных волокон эта величина приближается к 100%). Вот почему у грудного ребенка, у которого согласованная работа мышц очень низка, мышечное теплообразование является основным условием обеспечения термостабильнрсти. Последняя же возможна только при условии, что тонус мышц ребенка и его возможность двигаться соответствуют той температурной обстановке, в которой он находится в данное время.

Из средств физического воспитания грудного ребенка основным являются его собственные движения, реализующие генетически обусловленную двигательную активность. Разумеется, это условие несовместимо с тугим пеленанием, о котором уже шла речь ранее. Для родителей основным критерием поиска средств физического воспитания ребенка должно быть использование врожденных рефлексов и особенностей мышечного тонуса малыша.

Существующие в педиатрии нормативы становления моторики ребенка первого года жизни отражают не действительные его возможности, к реализации которых следует стремиться, а констатируют имеющееся положение, характеризующееся отсутствием у малыша условий для полноценной спонтанной двигательной активности. На основании различных данных о развитии двигательных функций у детей грудного возраста в семьях, где этому вопросу уделяется серьезное внимание, могут быть предложены следующие нормативы:

Становление двигательных функций ребенка первого года жизни

Реализация предлагаемых сроков становления двигательных функций требует того обязательного условия, что ребенку с самого рождения предоставлена свобода движения, что ему не мешают самому сначала поднимать головку, потом переворачиваться, сидеть, вставать, подниматься, держась за мебель и т.п. Тогда и последняя из указанных функций — ходьба — для него становится естественным продолжением его физического развития -продолжением, к которому он уже готов функционально. Что касается опасения врачей по поводу «кривых ножек», то они справедливы лишь для статических условий, когда ограниченный в свободе движений малыш (например, известными манежиками) длительное время находится в положении стоя: при этом вертикальная нагрузка на кости (точнее, на еще довольно эластичные хрящи нижних конечностей) не сопровождается соответствующей работой (то есть тренировкой) мышц ножек, что имеет место при ходьбе. Вообще следует по возможности ограничивать по времени и условиям статическую нагрузку на ребенка (в том числе сидя и стоя — вот почему в таблице дано противопоказание к положениям ребенка «сидит с поддержкой» и «стоит с поддержкой»). Особого внимания заслуживает стимуляция движений рук грудного ребенка. Учитывая тонкое дифференцирование этих движений у человека, можно предполагать, что именно своими руками младенец в значительной мере познает мир через анализ степени напряжения мышц суставно-связочного аппарата, температурных, тактильных и других рецепторов. Кроме того, такая мощная и постоянная импульсация стимулирует развитие ЦНС.

Внутриутробное развитие плода протекает в водной среде, поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок рождается с безусловным плавательным рефлексом. Если в первые 3—4 месяца жизни этот рефлекс не подкреплять, то он постепенно угасает. Наличие врожденного плавательного рефлекса у новорожденного создает благоприятные возможности для раннего приобщения детей к плаванию, которое само по себе оказывается для него естественной формой движения. При правильной методике проведения плавание оказывается исключительно эффективным как для_физического и психического развития ребенка, так и для поддержания и укрепления его здоровья. В условиях снижения веса своего тела в воде малыш может достаточно долго двигаться без признаков утомления. При этом раздражение тактильных, холодовых, двигательных рецепторов способствует структурно-функциональному созреванию ЦНС. Умелая регуляция температуры воды обеспечивает тренировку терморегуляции ребенка, поэтому занимающиеся плаванием груднички реже болеют простудами, лучше прибавляют в физических показателях, становятся спокойнее и лучше спят. Причем адаптация детей к подводному плаванию проходит легче, чем у взрослых, благодаря более совершенному течению у них гликолитических, то есть идущих без кислорода процессов. Естественное движение и среда, в которой осуществляется плавание, самым благоприятным образом сказываются на здоровье, физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Так, было показано, что плавающие дети первого года жизни начинают ходить в 7—8 месяцев, болеют в 3,5—4 раза реже своих неплавающих сверстников и превышают их по словарному запасу в 3—4 раза.

К концу возраста раннего детства (Згода) у человека устанавливается тонус ядер вегетативной нервной системы, что во многом обусловливает характер обмена веществ и даже здоровье человека во все последующие возрастные периоды его развития. В основе этого обстоятельства лежит соотношение гормонов, складывающееся во время стресса, что в свою очередь определяется соотношением между двумя отделами вегетативной нервной системы — симпатическим и парасимпатическим. Люди с преобладанием симпатической нервной системы -- симпатотоники -имеют более высокий уровень обмена веществ, они азартнее, эмоциональнее и быстрее реагируют на обстановку, показывают более высокие результаты в спортивных играх и единоборствах, в скоростно-силовых видах спорта. Ваготонаки, у которых отмечается преобладание парасимпатического отдела, отличаются более экономичным течением обменных процессов в покое и при нагрузках и более совершенной регуляцией вегетативных функций. У ваготоников медленнее идут биологические часы, поэтому при прочих равных условиях они живут дольше. Кроме того, они спокойнее реагируют на ситуацию, способны в течение длительного времени выполнять монотонную напряженную работу, поэтому показывают высокие результаты в видах спорта, требующих настойчивости и выносливости.

<<< НазадСодержаниеДальше >>>

medbookaide.ru