БИОМЕХАНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ И ВЕЛОСИПЕДЕ
1.
Биомеханика передвижения на лыжах. 2. Биомеханика езды на велосипеде.
1. БИОМЕХАНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ.
Современные
лыжные гонки - это спорт выносливых, сильных, быстрых и смелых, где длина дистанции
бывает 50 км и более, а скорость (на спусках) - до 60 км/ч.
Двигательные
действия лыжника носят циклический характер. Цикл делится на временные
интервалы - периоды, состоящие из отдельных фаз. Границей между соседними
фазами считается момент, когда
лыжник находится в
строгом определенном положении (граничной позе) и начинается
выполнение задачи следующей фазы.
Переменный
двухшажный ход.

Фазовый состав и
граничные позы при передвижении попеременным двухшажным ходом
(по X. X. Гроссу, Д. Д. Донскому)
Одновременный одношажный ход. Неодновременное выполнение
отталкивания ногами и руками обуславливает меньшие перепады внутрицикловой
скорости. Отталкивание палками обеспечивает ускорение общего центра масс
тела во второй фазе и.превышение скорости над среднедистанционной в последующей фазе.
(по В.Н. Манжосову, В.П. Маркину, 1980
г.)
|
фазы |
Название фазы |
Граничные моменты (начало фазы) |
||
|
I |
Свободное
скольжение. |
Отрыв лыжи от
снега. |
||
|
II |
Скольжение с
отталкиванием двумя палками. |
Постановка
палок. |
||
|
IIIА |
Скольжение с
выносом палок |
Окончательное
отталкивание палками. |
||
|
III |
Скольжение с подседанием |
Выпрямление опорной ноги в коленном суставе. |
||
|
IV |
Выпад с подседанием |
Остановка
лыжи. |
||
|
V |
Отталкивание с
выпрямлением опорной ноги |
Начало
разгибания опорной ноги в коленном
суставе. |
||
Одновременный
двухшажный ход.
Одновременный
бесшажный ход.

Хронограмма и
фазовый состав одновременного бесшажного хода (па
М. А. Аграновскому
с соавт.)
Попеременный
четырехшажный ход.
Коньковые
способы - скорость, а при
равной с классическими ходами скорости - экономичность. В коньковых способах
отталкивание осуществляется скользящей лыжей. При этом практически не играет
роли коэффициент сцепления лыжи со снегом. Сила отталкивания уменьшена, а
время отталкивания увеличена (около 50% от длительности шага). В
результате увеличивается импульс силы, от которой зависит эффективность
отталкивания ногой.

Горизонтальная составляющая силы
действия при отталкивании ногой в разных ходах:
1 – попеременный двухшажный ход; 2 – полуконьковый
ход (по В. Н. Манжосову)
Одновременный
полуконьковый ход.
Одновременный
двухшажный ход.
Одновременный
одношажный ход.
Попеременный
ход.

Схематическое изображение различных
коньковых способов
передвижения на
лыжах (вид сверху):
А — полуконьковый одновременный ход;
Б — коньковый
одновременный двухшажный
ход; В — коньковый одновременный одношажный ход;
Г — коньковый попеременный
ход. Условные обозначения: пунктир — кривая перемещения
общего центра масс; → — направление движения
(по А. В.
Кондрашову)
Преимущество
конькового хода перед классическими по скорости
достигает 15-20%. Крутизна подъема 8-9° при хороших условиях скольжения
является граничной, когда возможности ходов уравниваются. На более крутых
участках выигрышнее подъем скользящим и ступающим
шагами, на более пологих - коньковым.
Чем меньше
коэффициент скольжения, тем длиннее шаг и выше скорость при тех же энергозатратах. При правильном подборе мази коэффициент
трения удается снизить до 0,02-0,04.
Исходя из
продолжительности работы, гонки на лыжах относятся к зоне большой (5 и 10) и
умеренной (15, 20, 30, 50, 70 км и более) относительной мощности.
Под
оптимальными режимами в лыжных гонках понимают оптимальный способ
передвижения, оптимальную динамику (раскладку) дистанционной скорости и
оптимальное сочетание длины и частоты шагов.
Передвижение
на лыжах еще более, чем бег требует экономии энергии,
поскольку лыжник выполняет мышечную работу несколько десятков минут или
даже несколько часов подряд.
При
снижении физической работоспособности человека, а также при усложнении условий
передвижений на лыжах (увеличение крутизны подъема, коэффициента трения
скольжения и т.д.) оптимальная скорость и оптимальная длина шага уменьшаются, а
оптимальный темп увеличивается.
ЗАДАЧА:
Лыжник движется под уклон со скоростью V0 = 10 v/сек и переходит на горизонтальную часть пути. Сила
сопротивления (F сопр.) равна 3.0 кг (другими силами
пренебрегаем). Вес лыжника Р = 80 кг.
НАЙТИ:
- на
каком расстоянии (S торм.) /длина выката/;
- через
сколько времени (t торм.) от начала горизонтального пути
он остановится?
РЕШЕНИЕ.
1. На
лыжника действует две силы:
(Р) - сила тяжести;
(Fcoпp.)- сила сопротивления.
Для
определения длины выката (S) применяем формулу о кинетической энергии тела:

По условию
задачи начальная скорость V0 = 10
м/сек, конечная скорость V=0. Работа (А) равна работе силы (Fсопр.), приложенной к лыжнику:
А = Fcoпp.x Sторм. (А = 3,0 х Sторм. = 3 S торм.).
Для данного
случая формула кинетической энергии принимает вид:



2. Для
определения (tторм.) воспользуемся формулой о количестве движения:
mV - mV0 = Fconp. t
В данном
случае V = 0, a V0 = 10 м/сек. Действующая на лыжника сила, заданная условием,
постоянна. Поэтому:
- mV0 = -Fconp. tторм.


2. БИОМЕХАНИКА ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Велосипед -
самое распространенное техническое средство передвижения на земном шаре.
Проект первого велосипеда предложил в 1495 году Леонардо да Винчи, нарисовавший
этот двухколесный механизм почти со всеми современными подробностями. Но
об этом рисунке мир узнал лишь в конце XIX в., почти столетие спустя после того,
как в России крепостной Артомонов сконструировал и
изготовил первый в мире велосипед.
Езда на
велосипеде - наиболее рациональный способ передвижения, поскольку,
благодаря седлу, поддерживающему и стабилизирующему тело, до минимума
снижаются затраты энергии на перемещение тела в пространстве. Ведь активны
только ноги велосипедиста, вращательное движение которых обеспечивает
продольное перемещение тела.
Эффективность
двигательных действий велосипедиста зависит от посадки и техники педалирования. Чем ниже посадка, тем меньше сила лобового
сопротивления воздуха. При низких скоростях привычнее и удобнее средняя и
высокая посадка.
Внешняя
работа зависит от скорости передвижения, посадки и экипировки велосипедиста и
коэффициента трения качания. Сила сопротивления воздуха пропорциональна
квадрату скорости.
Трение
качания:
![]()
d - диаметр колеса;
К -
коэффициент трения.
Сопротивление
воздуха:
S = ad V2 К
d - плотность воздуха;
а -
величина лобовой поверхности тела;
К - коэффициент обтекаемости тела.

Зависимость силы сопротивления воздуха от скорости передвижения на
велосипеде и вида посадки. Условные обозначения:
А – низкая (гоночная) посадка; Б – высокая посадка (по
В. М. Зациорскому с соавт.)
При
скорости 5 м/с на преодоление сопротивления воздуха затрачивается около
50% всей развиваемой мощности, а при скорости 10 м/с
уже 80%.
Поза и
одежда велосипедиста должны быть наиболее обтекаемыми (плотно облегающими тело
рубашка и специальный пластиковый шлем, напоминающий своими очертаниями нос
реактивного самолета; обтекаемые велотуфли без
шнурков с туклипсами и велошипами;
обтекаемые дисковые колеса вместо обычных).
В процессе педалирования непосредственно участвуют кости нижних
конечностей, таз и мышцы, осуществляющие сгибание и разгибание ног. При нажатии
на педаль разгибаются бедро, голень и стопа.
Велосипедисты
применяют круговое и импульсное педалирование.
Их чередование определяет наступление утомления. Эффективность езды на
велосипеде зависит от частоты вращения педалей и выбора передачи. Увеличение
средней скорости на соревнованиях происходит в основном за счет увеличения
расстояния, преодолеваемого за один оборот педалей.
Чем ниже
физическая работоспособность (значительное утомление) и сложнее условия
(плохое покрытие, встречный ветер и т.д.), тем выше оптимальный темп и меньше
оптимальная передача.
Для
достижения наивысшего спортивного результата гонщик должен так выбирать
скорость и так ее изменять, чтобы полностью использовать потенциальные
возможности энергетических систем.
До сих пор
продолжается усовершенствование велосипеда. Все более широкое распространение
получают тандемы, а также одноместные и
многоместные веломобили, которые развивают скорость до 30-40 км/ч.