Лекция © 8

Тема: Хорологический  и антропоцентрический концепции в географии

 

План:

1.    Хорологический подход

2.    Антропоцентрический подход

 

Хорологический подход, традиционный для географии со времени ее возникновения (<География Страбона 64/63 гг. до н.э. - 23/24 гг. н.э), в начале XX века был положен немецким географом Альфредом Беттнером (1859-1941) в основу хорологической концепции.

Его предшественником, сыгравший большую роль в представлении о географии как науке <пространственной> или хорологической был известный философ и географ Иммануил Кант (1724-1804 гг.).

По Канту, география заполняет весь объем наших знаний в пространстве (в отличие от истории, науки хронологической - во времени:). Он считал, что у географии нет своего предмета, поэтому она может заниматься всем, и область ее безгранична.

Концепция Канта - вариант <страбонизма> - т.е. описательно-хорологического направления в отличие от географии Птолемея развивавшего математические, картографические подходы в античной географии.

Из концепции А. Геттнера следует, что географию отличается от других наук особым методом - хорологическим, а также, то что география - наука идиографическая (с греч. перевод <описывающий своеобразие>). Географические объекты уникальны в большинстве, поэтому Геттнер считал, что география не может претендовать на научные обобщения и установление законов (т.е. быть номографической).

Главным сторонником хорологической концепции в США во второй половине XX века был Р. Хартшорн (районная парадигма).

Влияние философии и географии Канта проявляется также в развитии антропоцентрического  подхода в географии. Его мысль о том, что физическая география служит основой политической географии и истории, перешла через идеи Карла Риттера (начало XIX века) о земле как жилище и <воспитательном доме> человечества в антропогеографию Фридриха Ратцеля (1844-1904 гг.) вплоть до инвайронментализма начала XX  века (парадигма географического детерминизма).

Основоположник антропогеографии Ф. Ратцель (1844-1904 гг.), выдающийся географ, профессор Лейпцигского университета рассматривал географию человеческого общества, прежде всего как раздел биогеографии: <Всеобщие законы распространения жизни охватывают также закон распространения жизни человеческой>, т.е. общественные явления объясняет влиянием природной среды.

Недостатки этой теории обнаружились позже в связи с расизмом и национализмом, и тогда была выдвинута теория географического поссибилизма ( от англ. possible - возможный), представлявшая человека скорее активным, чем пассивным агентом, влияющим на окружающую среду.

Кризис энвайропментализма в первой половине XX века не привел американских географов к отходу от антропоцентризма.

Р. Хартшорн утверждал, что география антропоцентрична и что культурным элементом (созданным людьми) в географии должен принадлежать приоритет перед естественными.

В Европе методологическая борьба в географии второй половины XX века не достигала такого накала как в США. В работах по географии хорологизм, антропоцентризм прослеживаются достаточно ясно до настоящего времени.