Лекция © 8
Тема: Хорологический и
антропоцентрический концепции в географии
План:
1. Хорологический подход
2. Антропоцентрический подход
Хорологический подход,
традиционный для географии со времени ее возникновения (<География Страбона
64/63 гг. до н.э. - 23/24 гг. н.э), в начале XX века был положен немецким географом
Альфредом Беттнером (1859-1941) в основу хорологической концепции.
Его предшественником,
сыгравший большую роль в представлении о географии как науке
<пространственной> или хорологической был известный философ и географ
Иммануил Кант (1724-1804 гг.).
По Канту, география
заполняет весь объем наших знаний в пространстве (в отличие от истории, науки
хронологической - во времени:). Он считал, что у географии нет своего предмета,
поэтому она может заниматься всем, и область ее безгранична.
Концепция Канта - вариант
<страбонизма> - т.е. описательно-хорологического направления в отличие от
географии Птолемея развивавшего математические, картографические подходы в
античной географии.
Из концепции А. Геттнера
следует, что географию отличается от других наук особым методом -
хорологическим, а также, то что география - наука идиографическая (с греч.
перевод <описывающий своеобразие>). Географические объекты уникальны в
большинстве, поэтому Геттнер считал, что география не может претендовать на
научные обобщения и установление законов (т.е. быть номографической).
Главным сторонником
хорологической концепции в США во второй половине XX века был Р. Хартшорн (районная
парадигма).
Влияние философии и
географии Канта проявляется также в развитии антропоцентрического подхода в географии. Его мысль о том,
что физическая география служит основой политической географии и истории,
перешла через идеи Карла Риттера (начало XIX века) о земле как жилище и
<воспитательном доме> человечества в антропогеографию Фридриха Ратцеля
(1844-1904 гг.) вплоть до инвайронментализма начала XX
века (парадигма географического детерминизма).
Основоположник антропогеографии
Ф. Ратцель (1844-1904 гг.), выдающийся географ, профессор Лейпцигского
университета рассматривал географию человеческого общества, прежде всего как
раздел биогеографии: <Всеобщие законы распространения жизни охватывают также
закон распространения жизни человеческой>, т.е. общественные явления
объясняет влиянием природной среды.
Недостатки этой теории
обнаружились позже в связи с расизмом и национализмом, и тогда была выдвинута
теория географического поссибилизма ( от англ. possible - возможный), представлявшая человека
скорее активным, чем пассивным агентом, влияющим на окружающую среду.
Кризис энвайропментализма
в первой половине XX века не привел американских географов к отходу от
антропоцентризма.
Р. Хартшорн утверждал,
что география антропоцентрична и что культурным элементом (созданным людьми) в
географии должен принадлежать приоритет перед естественными.
В Европе методологическая
борьба в географии второй половины XX века не достигала такого накала как
в США. В работах по географии хорологизм, антропоцентризм прослеживаются
достаточно ясно до настоящего времени.