Лекция © 7

Тема: Количественная революция и математическая география. Системно-структурный подход.

План:

1.    Количественная революция и математическая география

2.    Системно-структурный подход

 

Математические методы имеют универсальное общенаучное значение и в географии применяются на всех стадиях научного исследования - при сборе и первичной обработке исходной информации, ее систематизации, выявлении закономерностей и теоретических обобщений.

Основоположником количественной революции считается американский географ Ф. Шеффер. Он утверждал, что главная задача географии заключается в <формулировании законов, управляющих пространственным распределением определенных явлений по земной поверхности> (1953 г.). То есть география должна искать универсальные пространственные характеристики явлений, а не накопление информации об уникальных фактах и их размещении. Это точка зрения позже была развита В. Бунге, писавшем в 1966 году, что <география должна разговаривать языком геометрии> и У. Гаррисоном, который считал, что главная задача географии в том, чтобы решить транспортные задачи по оптимизации грузопотоков, пространственные задачи равновесия цен, размещения предприятий.

Отношение географов к математическим методам не единодушно. Прямой перенос математических методов в географию часто приводит к упрощенной трактовке сложной географической реальности.

Крайне ограниченные возможности использования географией экспериментальных методов увеличивают значение моделирования - универсального научного метода научного исследования, незаменимого  для изучения сложных систем.

Недостаток математических методов в том, что при этом могут игнорироваться важные, но единичные факты, не вписывающиеся в математические модели.

Компромисс между математическим подходом (поиск общего) и географическим подходом (поиск уникального) стали искать в системно-структурной парадигме.

Системно-структурный подход

Основоположники общей теории систем и кибернетики - Л. Фон Берталанфи, Н. Винер, А. А. Богданов.

Основные понятия системно-структурного подхода:

1)     Элемент - как далее неделимый объект изучения;

2)     Связь - отношение между элементами;

3)     структура  - совокупность связей (отношений) между элементами;

4)     субстрат - среда, в которой существуют элементы;

5)     система - целостная совокупность элементов, связей и субстрата;

6)     подсистема - часть, рассматриваемой системы;

7)     суперсистема - совокупность систем.

Понятие <система> может применяться к любым совокупностям, изучаемых объектов, оно стало активно использоваться в географии, для которой функция интеграции, систематизации разнородных знаний присуща изначально. По этой парадигме - главным объектом изучения географии были названы <территориальные социально-экономические системы и территориальные структуры географических объектов (Саушкин, Смирнов, 1968).

В экономическую географию был перенесен аппарат системного анализа и исследования, сочетающий количественные и качественные оценки, что способствовало решению многих географических задач.

 <Багаж> географических знаний сейчас настолько велик, что одни лишь качественные характеристики не могут раскрыть взаимозависимость многочисленных факторов, влияющих на территориальную организацию производственных сил. Отсюда - необходимость системного подхода, применение экономико-математического подхода, моделирования. Значение количественного анализа возрастает по мере того, как повышается необходимость решения практических задач, связанных прогнозированием и управлением, разработкой оптимальных моделей ТНК, территориально-хозяйственных комплексов и различных отраслей хозяйства.

В настоящее время системно-структурный подход активно используется в географических исследованиях. Но, как и математический подход, эта парадигма не давала ответ на вопрос: почему происходят те или иные изменения в системах?