Лекция © 7
Тема: Количественная революция и математическая география.
Системно-структурный подход.
План:
1.
Количественная революция и
математическая география
2.
Системно-структурный подход
Математические методы
имеют универсальное общенаучное значение и в географии применяются на всех
стадиях научного исследования - при сборе и первичной обработке исходной
информации, ее систематизации, выявлении закономерностей и теоретических
обобщений.
Основоположником
количественной революции считается американский географ Ф. Шеффер. Он
утверждал, что главная задача географии заключается в <формулировании
законов, управляющих пространственным распределением определенных явлений по
земной поверхности> (1953 г.). То есть география должна искать универсальные
пространственные характеристики явлений, а не накопление информации об
уникальных фактах и их размещении. Это точка зрения позже была развита В. Бунге, писавшем в 1966 году, что <география должна
разговаривать языком геометрии> и У. Гаррисоном,
который считал, что главная задача географии в том, чтобы решить транспортные
задачи по оптимизации грузопотоков, пространственные задачи равновесия цен,
размещения предприятий.
Отношение географов к
математическим методам не единодушно. Прямой перенос математических методов в
географию часто приводит к упрощенной трактовке сложной географической
реальности.
Крайне ограниченные
возможности использования географией экспериментальных методов увеличивают
значение моделирования - универсального научного метода научного исследования,
незаменимого для изучения сложных
систем.
Недостаток математических
методов в том, что при этом могут игнорироваться важные, но единичные факты, не
вписывающиеся в математические модели.
Компромисс между
математическим подходом (поиск общего) и географическим подходом (поиск
уникального) стали искать в системно-структурной парадигме.
Системно-структурный
подход
Основоположники общей
теории систем и кибернетики - Л. Фон Берталанфи, Н.
Винер, А. А. Богданов.
Основные понятия
системно-структурного подхода:
1) Элемент - как
далее неделимый объект изучения;
2) Связь -
отношение между элементами;
3) структура - совокупность связей (отношений) между
элементами;
4) субстрат -
среда, в которой существуют элементы;
5) система -
целостная совокупность элементов, связей и субстрата;
6) подсистема -
часть, рассматриваемой системы;
7) суперсистема -
совокупность систем.
Понятие <система>
может применяться к любым совокупностям, изучаемых объектов, оно стало активно
использоваться в географии, для которой функция интеграции, систематизации
разнородных знаний присуща изначально. По этой парадигме - главным объектом
изучения географии были названы <территориальные социально-экономические
системы и территориальные структуры географических объектов (Саушкин, Смирнов, 1968).
В экономическую географию
был перенесен аппарат системного анализа и исследования, сочетающий
количественные и качественные оценки, что способствовало решению многих
географических задач.
<Багаж> географических
знаний сейчас настолько велик, что одни лишь качественные характеристики не
могут раскрыть взаимозависимость многочисленных факторов, влияющих на
территориальную организацию производственных сил. Отсюда - необходимость
системного подхода, применение экономико-математического подхода,
моделирования. Значение количественного анализа возрастает по мере того, как
повышается необходимость решения практических задач, связанных прогнозированием
и управлением, разработкой оптимальных моделей ТНК, территориально-хозяйственных
комплексов и различных отраслей хозяйства.
В настоящее время
системно-структурный подход активно используется в географических
исследованиях. Но, как и математический подход, эта парадигма не давала ответ
на вопрос: почему происходят те или иные
изменения в системах?