ТАЛЫЗИНА НИНА ФЁДОРОВНА

Родилась 28 декабря 1923 г. в с. Лучинском Ярославской области, закончила Ярославское педучилище (1942 г.), а затем физико-математический факультет Ярославского педагогического института (1946), аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР (1950), доктор психологических наук (1970), профессор (1971), член-корреспондент АПН СССР (1971), действительный член АПН СССР (1989), действительный член РАО (1992). Преподает в МГУ им. М.В.Ломоносова с 1950 г., заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики отделения, а затем факультета психологии МГУ (1963-1995). Руководитель лаборатории педагогической психологии (с 1966 г.) и Центра по переподготовке работников системы образования (с 1989 г.) при факультете психологии МГУ. Председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности "педагогическая и возрастная психология", член специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности "теория и история педагогики" при факультете психологии МГУ; была экспертом ЮНЕСКО, в течение 7-ми лет была членом ВАК СССР по психологии. Более 15 лет была членом редколлегии журнала "Советская педагогика", Международного журнала "Научные основы обучения" (Голландия), и европейского журнала "Измерение и оценивание". В настоящее время - член редколлегии журнала "Вестник МГУ. Серия 14. Психология".
          Награды: За научную, педагогическую деятельность награждена медалью им. Н.К. Крупской, значком "Отличник высшего образования", 2-мя медалями ВДНХ, правительственным Орденом Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988).
          Область научной деятельности: педагогическая психология. Т. внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. В 50-е гг. в кандидатской диссертации, выполненной под руководством П.А. Шеварева, Т. исследовала особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 50-х гг. Т. ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным. Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления. Установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5-6 лет в то время, как стихийный ход становления логического мышления приводит к наличию дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей. Это показывает несостоятельность рассмотрения возраста как критерия развития логического мышления, вскрывает зависимость последнего от условий усвоения социального опыта и доказывает социальную природу человеческой психики. Изучение психологических механизмов обобщения в экспериментах на нормальных детях и на детях с задержками в психическом развитии обнаружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств в предметах, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это открывает путь для управления процессом обобщения, планирования свойств, по которым требуется провести обобщение.
          В 60-е г.г. с появлением программированного обучения Т. проводится анализ общей теории управления, исследуются возможности ее использования в учении (при разработке принципов программированного обучения). Ею была сформулирована деятельностная концепция программированного обучения, отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма (Талызина, 1969). Этот этап исследований Т. обобщен в ее докторской диссертации, посвященной теме "Психологические основы управления усвоением знаний" (1969).
          В 70-е г.г. Т. продолжила исследование закономерностей процесса усвоения и возможностей управления им (Талызина, 1975; 1984); осуществляются исследования по психолого-педагогическим основам применения обучающих машин, выявлению функций учебника в учебном процессе; разрабатывается методика составления обучающих программ; анализируются функции контроля при усвоении знаний (Талызина, 1977; 1980).
          В 80-е гг. Т. обосновывает деятельностный подход к психодиагностике познавательной деятельности учащихся; выявлены принципы составления принципиально новых диагностических методик; показан метод оценки истинных возможностей традиционных тестов (Талызина, 1987). Проведен цикл исследований близнецовым методом, подтвердивших социальную природу человеческих способностей и позволивших предложить новый подход к диагностике интеллектуальной деятельности (Талызина 1991). Важное значение имеют работы Т. в области дидактики, построенной на деятельностной теории учения. Прежде всего следует отметить исследование Т., посвященное методологии построения содержания обучения с опорой на модель целей, представленных в виде типовых задач (Талызина, 1987).
          Т. читает в МГУ курсы лекций: "Педагогическая психология", "Психологическая диагностика интеллекта", "Зарубежные теории учения", подготовила более 60 кандидатов и докторов наук.
          Общее число опубликованных работ свыше 300, около 100 из них изданы на 15-ти языках за рубежом.
          Основные труды:
          - Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969;
          - Пути и возможности автоматизации учебного процесса. (В соавторстве с Т.В.Габай). М., 1977;
          - Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. 1980;
          - Управление процессом усвоения знаний. (Психологические основы). М., 1975, 1984;
          - Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. (Совместно с Ю.В. Карповым). М., 1987;
          - Пути разработки профиля специалиста. (Ред. и соавт.). Саратов, 1987.
          - Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом. (Совместно с С.В.Кривцевой, Е.А.Мухаматулиной). М., 1991;
          - Формирование приемов математического мышления (Ред. и соавт.). М., 1995;
          - Педагогическая психология. Учебное пособие. М., 1998.

А.Зальцман, В.А. Кольцова, О.Г.Носкова, 28.03. 1998