КАПТЕРЕВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

Каптерев Петр Федорович (1849-1922) - педагог и психолог, профессор (1912). После окончания Московской духовной академии (1872) преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и другие дисциплины в средних и высших учебных заведениях Петербурга, в т.ч. в частных женских гимназиях, женском Педагогическом институте, в Психоневролологическом институте, а также на курсах. Активную преподавательскую работу и службу по Мариинскому ведомству (1885-1917) сочетал с общественно-педагогической деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений, в Петербургском педагогическом обществе, Фребелевском обществе, Петербургском комитете грамотности (золотая медаль в 1892 г. за "Дидактические очерки"). Активно участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909), экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), семейному воспитанию (1912-1913).
          Каптерев разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных "типов ума" (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных признаний юношества. Он выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращая особое внимание на эвристический способ преподавания.
          Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства и церкви, необходимыми условиями такой свободы считая школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т.е. сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций он разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля.