Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности БГУ

Приводимые в настоящих рекомендациях положения находятся в соответствии со следующими документами:

  • Закон РФ «Об образовании» в редакции 2004 года (ст.2 и 14); Закон «О высшем и послевузовском образовании» (ст.8, 15, 16, 20);
  • Типовое положение о вузе (п. ЗЗ);
  • Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (от 18 декабря 2006 года N 1760-р);
  • Приказы МО РФ № 3351 от 12.10.2001 «Об итогах Всероссийского конкурса моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах»; № 3216 от 5.09.2002 года;
  • «Об утверждении примерного положения о студенческом отряде»; № 762 от 4.03.03;
  • «О всероссийском конкурсе моделей организации студенческого самоуправления»;
  • Рекомендации МО РФ от 20.03.2002 года «По организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования» и др.

Новые реалии деятельности высших учебных заведений в условиях модернизации российского образования, расширения международных связей в логике Болонского процесса, усиления роли региональных факторов ставят на повестку дня усиление внимания к воспитанию будущего специалиста. Уровень воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью университета в формировании нового поколения молодых специалистов, определении их жизненных целей и задач в новых условиях развития государства и мирового сообщества.

Профессиональное образование, во всем мире являясь одной из стратегически важных сфер человеческой деятельности, способно решить ряд противоречий между современными тенденциями к сближению, унификации и стандартизации образа жизни и опасностью потери уникальности каждого человека, его собственной культуры, этнонациональных традиций и корней; обострением соперничества, конкуренции среди людей в достижении жизненного успеха и стремлением общества к соблюдению норм справедливости и социального равенства; постоянно увеличивающимся объемом информации и возможностями отдельного человека в ее усвоении.

Компетентностный подход к созданию модели специалиста, позволяет определить тот набор требований, которым он должен отвечать. Современный специалист должен уметь брать на себя ответственность; участвовать в развитии демократических институтов общества;

• регулировать конфликтные ситуации, принимать совместные согласованные решения;

• быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций;

• постоянно совершенствовать навыки управленческих действий и технологий;

• иметь желание учиться всю жизнь, совершенствуя профессиональную подготовку, развивая свою личность, человеческие качества.

Осуществляемое в системе образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития будущих специалистов.

Воспитание студенческой молодежи в вузе направлено на преодоление ряда проблем социально-культурной среды, связанных с имущественным расслоением студенчества, падением нравов, ростом недисциплинированности, проявлением агрессивности и жестокости по отношению к сверстникам, позитивным отношением к наркомании, половой распущенности, алкоголизму и табакокурению.

Бурятский государственный университет сегодня представляет ведущее научное заведение в состав которого входят 15 факультетов, 2 института, более 80 кафедр, многочисленные разветвленные структурные подразделения. В БГУ воспитательной работой занимаются профессорско-преподавательский состав, ректорат, деканаты, кафедры, кураторы студенческих групп, отдел воспитательной и социальной работы со студентами, Совет по воспитательной работе, профсоюзный комитет, федерация студенческого самоуправления, студенческий клуб, газета «Универ-Сити», Совет Ветеранов ВОВ и труда и др.

Цели и задачи воспитательной деятельности

С методологической точки зрения, воспитательная деятельность в университете рассматривается как целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной, культурно - досуговой, спортивно-оздоровительной и другой деятельности, определяемой потребностями и интересами, способствующими развитию личных и профессиональных качеств студентов.

Методологическим основанием воспитательной деятельности БГУ являются:

  • фундаментализация образования на основе создания универсальной модели гармоничного мира, органичного единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих, обеспечивающих стройную систему мира и человека;
  • глобализация, проявляющаяся в высоком динамизме изменений во всех областях общественной жизни и ведущая к смене приоритетов и культурных ценностей, совершенствованию процессов информатизации образования и внедрению новых информационных технологий;
  • системная целостность воспитания, рассматривающая воспитательную деятельность как инструмент реализации воспитательной политики вуза. В данном контексте «системный» подразумевает университет как элемент государственной системы работы с молодежью. Системный подход к организации воспитательной деятельности в вузе есть целенаправленный, систематичный и регулируемый процесс функционирования и взаимодействия структурных подразделений университета по гармоничному развитию личности, созданию воспитательного пространства, системы педагогического обеспечения индивидуального становления будущего специалиста.

Целью воспитательной деятельности в БГУ является формирование, развитие и становление личности студента, будущего специалиста, сочетающий в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России.

Основными задачами воспитательной работы со студентами являются:

  • всемерное развитие и сохранение лучших традиций БГУ, российского студенчества в целом, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности выбранной профессии,
  • сознательного отношения к учебному труду, потребности и умений трудиться;
  • создание условий для самореализации, самодеятельности, саморазвития студентов;
  • формирование условий для гражданского становления и патриотического сознания студентов, культуры межличностных и межнациональных отношений, толерантности, умения работать в коллективе, потребности и навыки в здоровом образе жизни;
  • повышение ответственности органов студенческого самоуправления и уровней их реального вклада в непрерывный воспитательный процесс.

Достижению этих задач должна способствовать созданная в БГУ особая атмосфера духовности как важнейшего фактора формирования профессиональной направленности личности студента, развития его профессиональных умений и навыков, увлеченности профессией, стремления к саморазвитию и самореализации.

Принципы воспитательной деятельности

1. Принцип целенаправленности. Вся воспитательная и учебная работа должна быть подчинена решению общей цели воспитания. Для этого необходимо планировать учебно-воспитательную работу на основе формирования у студентов идеала (индивидуальной цели), соответствующего общей цели; определить место каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели; осуществлять подготовку и проведение каждого мероприятия на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания.

2. Принцип гуманизации воспитательного процесса. Правила его осуществления: защищенность и эмоциональная комфортность студентов в педагогическом взаимодействии: признание прав студента и уважение к нему в сочетании в разумной требовательностью; опора на положительные качества студента: создание ситуации успеха, отношение к личности студента, как самоценности, одновременно свободной, творческой и ответственной.

3. Принцип демократизации: Предоставление студентам определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Правила его осуществления: индивидуально-ориентированный характер воспитательного процесса; организация его с учетом национальных особенностей студентов; введение самоуправления студентов в организации их жизнедеятельности; взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и студентов.

4. Принцип культуросообразности. Организация воспитания на основе общечеловеческих ценностей, в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям и толерантности; внимательное отношение к мнению других людей, других культур, традиций, религий, образу жизни, наличие плюрализма мнений и подходов для решения проблем, не выходящих за нормативные требования законов общества.

5. Принцип эффективности социального взаимодействия. Организация воспитания в коллективах различного типа позволяет студентам расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации и в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации;

6. Принцип субъектного контроля. Формирование у студентов способности субъективного контроля на интеральнальном уровне, когда все происходящее рассматривается как результат собственных усилий человека, этот уровень является показателем обращенности к себе - главному действующему лицу, субъекту собственной жизни;

7. Принцип вариативности. Использование различных технологий в содержании воспитания и форм работы со студенческой молодежью.

Основные направления содержания и организации воспитательной деятельности

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника университета важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанными с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, связанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики. Большую роль в данном направлении деятельности играет организация деятельности студенческого самоуправления, института кураторов, взаимодействие с общественными студенческими организациями, студуправлениями вузов.

Профессионально-трудовое воспитание предполагает решение таких задач, как:

  • формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • формирование социальной и коммуникативной компетенции студентов средствами всех учебных дисциплин.
  • формирование конкурентноспособного специалиста на рынке труда;
  • приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;
  • формирование творческого подхода, к самосовершенствованию в избранной специальности;
  • создание условий для творческой и профессиональной самореализации и др.

Организация деятельности в данном направлении разнообразна. Это и организация информационной помощи в получении дополнительного образования, традиционных встреч первокурсников с ректоратом. Разработка грантов под студенческие творческие проекты «Студенческая инициатива» позволяет решать задачи интеллектуального и творческого развития студентов, выработки нестандартных творческих подходов к решению стратегических задач с использованием компьютерных игр, формирование духа здоровой конкуренции в сфере творческих достижений. Создание студенческой социально-психологической службы, позволяет обеспечить психологическое сопровождение профессионального становления студентов. Разработка рейтинга факультетов, групп, специальностей с учетом вышеизложенных составляющих.

В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности как трудолюбие, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту.

Основные условия и механизмы воспитательной деятельности

Основную роль в воспитании студенчества играет сотрудничество профессорско-преподавательского и студенческого коллективов. Преподаватель университета своим отношением к работе и окружающим, высоким профессионализмом, эрудицией, самодисциплиной, творчеством способствуют формированию подобных качеств и в студенческой среде. Работа по выработке гражданской и профессиональной позиций дает действенный результат в том случае, если сам преподаватель любит свою профессию, убежден в правоте своего профессионального дела и добивается определенных успехов в своей специальности и не только как преподаватель данной дисциплины.

Важным звеном, определяющим содержание и единство учебного, научного и воспитательного процесса является кафедра, формирующая профессиональную и интеллектуальную компетентность будущих специалистов, приобщающая молодежь к научно-исследовательской работе. Члены кафедры прививают студентам нормы профессиональной этики, гражданственной ответственности будущего специалиста за результаты его профессиональной деятельности.

Особое место в воспитательном процессе занимают общеуниверситетские кафедры, обеспечивающие современное философское, гуманитарное, социально-научное знание студентов. Изучение дисциплин этого направления развивает диалектическое мышление студентов, помогает им связывать теорию с реальными проблемами сегодняшнего дня, формирует политическую и правовую культуру, навыки участия в творческих дискуссиях, способствует выработке активной позиции в социокультурной жизни общества, принятию ценностей человека и гражданина.

Деканат осуществляет общее руководство воспитательной работой со студентами на факультете и несет ответственность за ее содержание, организацию и результаты.

Решающую роль в координации усилий всех подразделений играет планирование и реализация воспитательной деятельности, которую осуществляет Управление по работе со студентами, проректор по учебной работе БГУ. Это позволяет скоординировать усилия всех подразделений, профессорско-преподавательского состава, общественных организаций и студентов, разумнее использовать их силы и возможности, активнее применять многообразие форм и методов воспитания. Эффективной организации процесса способствует также оперативное и высококачественное информационное обеспечение воспитательной практики через газету «БГУ», факультетские газеты, Интернет-сайты и др.

Студенческое самоуправление представляет собой особую форму участия студентов в управлении студенческой жизнью вуза. Организация студенческого самоуправления вуза представляет собой попытку сочетания интересов личности (в развитии и самореализации) с интересами государства (в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества), высшего учебного заведения (в подготовке профессиональных кадров для экономики страны и гармоничной социализации молодого человека в обществе).

Студенческое самоуправление позволяет решить следующие задачи:

  • развитие демократических методов общения со студентами, утверждение принципов сотрудничества и развития влияния студентов на учебную и научно-исследовательскую деятельность;
  • расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур, преодоление отчужденности студенчества от участия в формировании учебно-воспитательной стратегии;
  • воспитание у студентов уважения к законам, нормам нравственности и правилам внутреннего распорядка университета;
  • сохранение и поддержание университетских и факультетских традиций;
  • сотрудничество с администрацией, профессорско-преподавательским составом в организации и совершенствовании образовательного процесса;
  • организация системы контроля за учебной и трудовой дисциплиной, своевременность применения системы мер поощрения, а также общественного и дисциплинарного воздействия к нарушителям;
  • поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы студентов;
  • организация свободного времени студентов, содействие разностороннему развитию личности каждого члена студенческого коллектива.

В своей деятельности органы студенческого самоуправления основываются на Конституции РФ, федеральном и местном законодательстве, Уставе и других локальных нормативных актах университета.

Органы студенческого самоуправления действуют на основе принципов демократизма, гласности, выборности, равноправия студентов, участвующих в работе органов студенческого самоуправления.

Взаимодействие органов студенческого самоуправления с органами управления университета основывается на принципах взаимного содействия, уважения и партнерства. Органы студенческого самоуправления не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов управления университета.

Студенческие советы являются основой студенческого самоуправления в университете и общежитиях. Задачами студенческих советов являются:

  • поддержка и развитие студенческих инициатив в различных сферах университетской жизни;
  • стимулирование творчества студентов, в т.ч. научного;
  • обучение студенческого актива;
  • участие в решении вопросов студенческой жизни.

Студенческий совет университета представляет интересы всех

студентов университета.

В университете могут создаваться научные студенческие общества, являющиеся формой реализации студенческой инициативы в области научной жизни. Задачей научных студенческих обществ является организация участия студентов в научной сфере. НСО университета является органом студенческого самоуправления, координирующим научную деятельность студентов в университете.

Развитие и обогащение воспитательных традиций университета предполагает наличие научной библиотеки, спортивного комплекса.

Важная роль в решении больших и сложных задач, стоящих перед коллективом университета, принадлежит работникам аппарата управления и административно-хозяйственной части, обеспечивающих решение организационных и социально-бытовых вопросов учебно-воспитательного процесса.

Структура управления воспитательной деятельностью

В системе управления воспитательной деятельностью БГУ выделяются следующие структуры, обеспечивающие её целенаправленность, организацию и содержание.

Общеуниверситетский уровень

Ученый совет университета определяет концепцию и программу развития воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование целостного воспитательного пространства коллектива, методы и формы взаимодействия преподавателей и студентов, поддержку и развитие учебно-творческих и научно-исследовательских инициатив, новаторских идей в области воспитания коллектива, утверждает план мероприятий.

Ректорат университета разрабатывает основные направления воспитательной работы, координирует деятельность университетских, факультетских и кафедральных структур по проблемам воспитания, содействует созданию общественных объединений воспитательного характера, новых организационных форм и методов работы.

Отдел воспитательной и социальной работы со студентами (внеучебное направление) планирует деятельность по реализации основных направлений воспитательной деятельности университета, организует проведение основных мероприятий внеучебной работы университета, занимается координацией планов внеучебной работы всех учебных подразделений университета, осуществляет социальную поддержку студентов (работа с льготными категориями учащихся, материальная помощь и поощрение, работа с именными стипендиатами), организует работу в общежитиях университета (заселение, прописка, проживание, создание и поддержка структур самоуправления, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.), обеспечивает включенность Федерации студенческого самоуправления в процесс организации и осуществления внеучебной работы, взаимодействует с государственными органами и общественными организациями, осуществляющими молодежную политику.

Федерация студенческого самоуправления университета изучает мнения и предложения студентов по улучшению организации учебно-воспитательного процесса, качества преподавания, участвует в реализации мероприятий внеучебной деятельности.

Факультет. Для управления воспитательной деятельностью на факультетах введена должность заместителя декана по воспитательной работе. Функциями заместителя декана по воспитательной работе являются:

  • формирование основных направлений воспитания на факультете, разработка программы и планов воспитания с учётом мнения профессорско-преподавательского коллектива, а также мнения студенческого актива;
  • определение целей и задач воспитания студентов факультета; изучение и анализ информационных материалов о студентах-первокурсниках (результаты вступительных экзаменов, анализ результатов первичного анкетирования и индивидуальных бесед с первокурсниками), формирование на этой основе студенческих групп, ознакомление студентов с Уставом БГУ, структурой, историей и традициями университета, с правами и обязанностями студентов, правилами поведения в университете и в студенческих общежитиях;
  • развитие координационных связей между преподавателями факультетов и представителями общеуниверситетских кафедр с целью повышения эффективности воспитания среди студентов (совместное планирование воспитательных программ, привлечение профессорско-преподавательского состава общих кафедр к участию в организации и проведении воспитательных мероприятий на факультетах);
  • участие в разработке и проведении общеуниверситетских мероприятий, согласование программ и планов воспитательной работы университета с программами и планами воспитательной работы в университете.

Кафедра. Основными звеньями кафедрального уровня организации и управления воспитательной деятельностью являются заместители заведующих кафедрами по воспитанию и кураторы студенческих групп.

Важнейшее значение в учебно-воспитательной работе университета имеет институт кураторов в академических группах.

Организация деятельности куратора способствует скорейшей и благоприятной адаптации студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в университете, освоению особенностей учебного процесса, ориентации в правах и обязанностях студентов, духовно-нравственному и профессиональному становлению личности будущего специалиста.

В осуществляемой воспитательной деятельности куратор должен опираться на следующие положения:

  • профессиональную, духовно-нравственную и культурно-творческую направленность обучения и воспитания;
  • осуществление индивидуального подхода, демократического гуманистического стиля общения.
Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности

Реализация указанных задач должна осуществляться системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы. По всем направлениям воспитательной работы университета возможно использование следующих способов взаимодействия со студентами.

Психолого-педагогическая поддержка. Заключается в участии профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов и активизации работы института кураторства; в методическом руководстве подготовкой проектов и целевых программ студенческих объединений-сообществ; в формировании методических рекомендаций адаптации студентов; в консультации и оказании психологической помощи.

Информационная поддержка. Заключается в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно-значимую деятельность студентов, взаимодействии с молодежными СМИ, организации внутриуниверситетских СМИ; издательской деятельности по вопросам воспитания и т.д.

Научно-методическая поддержка. Выражается в создании научно-методических разработок, проведении конференций, круглых столов, обучающих программ для студентов и преподавателей и т.д., способствующих эффективной реализации воспитательной функции университета.

Организационно-управленческая поддержка ориентирована на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий. Она предполагает регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы, а также оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях. Поддержка также может выражаться в создании условий для воспитательной деятельности: введении системы грантовой поддержки, стимулировании общественной активности студентов, содействии в рабочих контактах с разными социальными партнерами и т.д.