Учебно-методическая работа

Очное отделение

Педагогический институт является одним из самых больших структурных подразделений БГУ. В настоящее время здесь учатся более 1400 студентов, из них около 419 проходят подготовку по очной форме обучения, 972 студента учатся заочно и 5 обучаются по очно-заочной форме обучения.

Подготовку педагогических кадров в институте осуществляют шесть кафедр:

  • кафедра педагогики начального и дошкольного образования;
  • кафедра психологии детства;
  • кафедра филологии и методики преподавания;
  • кафедра музыкального и художественного образования;
  • кафедра технологического образования и профессионального обучения;
  • кафедра общей педагогики.

За последние годы существенно изменились требования к выпускникам вузов со стороны работодателей. Сегодня требуются специалисты, способные самостоятельно добывать и перерабатывать информацию, четко планировать и контролировать свою деятельность, оперативно принимать решения, уметь работать как индивидуально, так и в команде. Подготовка такого специалиста, в том числе и учителя, требует обновления содержания и технологии обучения в высшей школе, придания ей более деятельностного и вариативного характера, ориентации на овладение необходимыми профессиональными компетенциями.

В Педагогическом институте БГУ приобретен положительный опыт обучения студентов, построенный на основе решения профессиональных задач. Начиная с 2007 года, данная проблема решается в условиях многоуровневой системы подготовки бакалавров и магистров. Она представляет собой новую концептуальную модель подготовки специалистов высшего образования. Отличительными чертами подготовки бакалавров и магистров является фундаментальная теоретическая подготовка, владение современными способами сбора, обработки и представления научной информации, готовность к продолжению обучения на следующей образовательной ступени (магистратура или аспирантура).

С 2011 года институт готовит бакалавров и магистров в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов.

Все студенты, закончившие обучение по направлениям бакалавриата, получают квалификацию (степень) - бакалавр.

Нормативный срок освоения программы (для очной формы обучения) - 4 года.

Трудоемкость (в зачетных единицах) – 240 (одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам).

Область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера, культура.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

Будущие бакалавры по направлениям подготовки укрупненной группы "Образование и педагогические науки" готовятся к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью образовательной программы бакалавриата и видами профессиональной деятельности, в частности:

  • в области педагогической деятельности;
  • в области культурно-просветительской деятельности.

Направления бакалавриата Педагогического института:

Педагогический институт осуществляет подготовку по пяти направлениям бакалавриата:

44.03.01 Педагогическое образование (профили Начальное образование, Музыкальное образование)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль Психология образования)

44.03.03 Специальное (дефектологическое образование (профиль Логопедия)

44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (профиль Декоративно-прикладное творчество и дизайн)

44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями (профили Дошкольное образование и иностранный язык, Технология и Информатика).

МАГИСТРАТУРА:

Квалификация (степень) - магистр.

Нормативный срок освоения программы (для очной формы обучения, включая последипломный отпуск) - 2 года.

Трудоемкость (в зачетных единицах) - 120.

Область профессиональной деятельности магистров: образование, социальная сфера, культура.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

Магистры по направлениям подготовки укрупненной группы "Образование и педагогические науки" готовятся к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью образовательной программы и видами профессиональной деятельности магистра, в частности:

  • педагогической;
  • научно-исследовательской;
  • управленческой;
  • проектной;
  • методической
  • культурно-просветительской.

44.04.01 Педагогическое образование.

  • Преподавание в высшей и профильной школе;
  • Менеджмент в образовании;
  • Современные технологии филологического образования
  • Преподавание истории и обществознания в контексте гуманитарной стратегии образования

44.04.02 Психолого-педагогическое образование.

  • Школьная психология.

Многоуровневая система позволяет на базе широкой фундаментальной подготовки получить уникальную профессиональную подготовку через освоение вариативной профильной программы, создает благоприятные условия для построения собственного образовательного маршрута, обеспечивает возможность оптимального и экономически эффективного «доучивания» или переобучения путем освоения других профильных программ.

Профили открывают возможность для быстрого реагирования на новую социально-культурную ситуацию в регионе, на обусловленные временем потребности в подготовке кадров.

Освоение фундаментальных дисциплин обеспечивает готовность будущих бакалавров и магистров к выполнению разнообразных видов деятельности в области образования:

  • практической деятельности в качестве педагога образовательного учреждения, руководителя дошкольного образовательного учреждения, воспитателя группы продленного дня, социального педагога, воспитателя, работающего в детских исправительно-трудовых учреждениях, детского практического психолога, специалиста в области художественной культуры и т. п.;
  • научно-исследовательской деятельности в различных типах и видах образовательных учреждениях;
  • педагогической деятельности в роли консультанта, организатора, лектора по отдельным педагогическим проблемам (игровым технологиям дошкольного образования, начального образования, социальным проблемам воспитания и развития детей, организации воспитательной работы, домашнему образованию др.).

Большое внимание в институте уделяется организации педагогической практики студентов, которую они проходят в дошкольных образовательных учреждениях, домах детского творчества, летних оздоровительных лагерях, начальных классах средних образовательных школ, на станции юных техников, а также полевой практике по предметам природоведческого цикла и социально-педагогической практике в подростковых клубах.

В учебном процессе взаимодействуют две активные стороны - преподаватели и студенты. Конечной целью их совместного труда является профессиональная компетенция, т. е. способность выпускников решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.