Научно-исследовательская работа

Стратегия развития Педагогического института базируется на фундаментальных научных исследованиях и знаниях прикладного характера, интегрируемых в образовательный процесс. Можно констатировать, что научный потенциал института является высоким, успешно ведутся исследования по следующим направлениям:

- теоретические и практические аспекты экологического и межкультурного образования в интересах устойчивого развития (Дагбаева Н.Ж., д.п.н., проф.);

- исследование особенностей современной детской субкультуры в Республике Бурятия, вопросы моно- и полиэтнической социализации, этнокультурного воспитания детей (Лопсонова З.Б., к.п.н., доц., Лыгденова В.Б., к.п.н., доц.);

- проблемы фундаментализации и подготовки будущих педагогов (Рыбдылова Д.Д., к.п.н., доц.);

- педагогика и методика профессионального образования (Корытов Г.А., к.п.н., доц.);

- система эстетического воспитания средствами искусства и действительности в условиях преемственности образовательного процесса (Пазникова З.И., к.п.н., доц., Поляков А.Ф., д.культурологии, доц.);

- проблемы профессионального образования, оценки качества его реализации и внедрения новых технологий (Будаева Т.Б., к.п.н., доц., Гончикова М.Ц., к.п.н., доц., Ламаева Б.В., ст.преп., Пазников О.И., к.п.н., проф. каф. МХО, Пазникова З.И., к.п.н., доц., Самбуева С.Б., к.и.н., доц., Маланов И.А., д.п.н., проф., Дагбаева Н.Ж., д.п.н., проф., Молунова Г.С., д.п.н., проф., Намсараев С.Д., д.п.н., проф., Фомицкая Г.Н., д.п.н., доц., Дарханова Т.М., к.п.н., доц., Стрекаловская М.М., к.п.н., доц., Очиров Г.Д., к.п.н., доц., Дульчаева И.Л., к.п.н., доц., Жалнина О.Л., ст.преп., Корытов Г.А., к.п.н., доц., Лубсанова Л.Б., к.п.н., доц, Мулонов П.Ф., ст.преп.);

- развитие нравственно-патриотических чувств детей, этнокультурной специфики воспитания и перспективы обучения детей (Будаева Т.Б., к.п.н., доц., Красикова С.П., ст.преп., Ламаева Б.В., ст.преп., Пазникова З.И., к.п.н., доц., Васильева М.С., д.п.н, доц., Дондобон Н.Б., к.п.н., проф., Дондокова Р.Б., к.п.н., доц., Лопсонова З.Б., к.п.н., доц., Лыгденова В.Б., к.п.н., доц., Павлова С.А., к.п.н., доц., Моргунова И.Г., к.п.н., доц., Рыбдылова Д.Д., к.п.н., доц.);

- история театрального и музыкального образования в Бурятии (Самбуева С.Б., к.и.н., доц.);

- проблемы общественного сознания, сотрудничества и национальной безопасности в современных условиях (Актамов И.Г., к.п.н.);

- проблемы электронного обучения (Рулиене Л.Н., д.п.н., доц.);

- проблемы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и внедрения ФГОС, создания адаптивной образовательной среды (Бакшиханова С.С., к.псх.н., доц., Гармаева Т.В., к.псх.н., доц., Дондобон Н.Б. к.п.н., проф., Климентьева Н.Н. к.псх.н., доц., Содномова Н.Б-Ц., к.п.н., ст.преп., Тютрина С.Г., ст.преп.);

- компетентностный и деятельностный подход в профессиональном становлении бакалавров и магистрантов (Бакшиханова С.С. к.псх.н., доц., Дарханова Т.М., к.п.н., доц.);

- вопросы личностного и психоэмоционального благополучия участников образовательного процесса (Бакшиханова С.С., к.псх.н., доц., Гармаева Т.В., к.псх.н., доц., Будаева Э.В., ст.преп., Будаева С.Д., ст.преп., Климентьева Н.Н., к.псх.н., доц., Пестерева О.А., к.п.н., доц.);

- психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции речевых и психических нарушений (Бакшиханова С.С., к.псх.н., доц., Савиткина И.В., ст.преп., Чернецова Н.Ю., ст.преп., Ханхабаева Т.С., преп.);

- перспективы и возможности воспитательной работы со студентами образовательных организаций (Рогалева Г.И., к.п.н., доц.);

- экологические и социальные проблемы Байкальского региона (Бабиков В.А., к.г.н., доц., Габеева Л.Н., к.п.н., доц.);

- компетентностный подход в изучении русского и бурятского языков, проблемы современной филологии (Андреева С.В., к.ф.н., доц. Пелихова А.А., к.ф.н., ст. преп., Портнягина М.А., к.п.н., доц., Чимбеева З.Д., к.п.н., доц., Юрченко О.О., к.ф.н., доц.).

В рамках научного направления «Теоретические и практические аспекты экологического и межкультурного образования» успешно функционирует научная школа «Развитие социальной компетентности учащейся молодежи в различных видах деятельности» (руководитель проф. Дагбаева Н.Ж.). В рамках её работы защищены кандидатские диссертации, опубликованы учебно-методические пособия «Компетентный - значит успешный», «Экологическое образование в Бурятии: адреса интересного опыта» и т.д. Особое методическое значение имеет изданное уникальное учебное пособие «Байкальский сундучок» для школьников младших и средних классов, утвержденное коллегией Министерства образования и науки Республики Бурятии в качестве учебного курса. Авторский коллектив, разработавший учебно-методический комплект «Байкальский сундучок» (Н.Ж. Дагбаева, В.А. Бабиков, Р.С. Дылыкова, Н.Б.-Ц. Содномова, Э.П. Нархинова, З.И. Пазникова, З.Д. Чимбеева, М.А. Портнягина, А.П. Кушнарева), стал лауреатом Государственной премии РБ в области образования за 2013 год. В учебном комплекте собрана информация о флоре и фауне Байкала, географии озера, истории и людях, населяющих его берега. Материалы пособия подготовлены в увлекательной игровой форме и предназначены для изучения по разным предметам.

Тематика научно-исследовательской работы преподавателей кафедр Педагогического института ориентируется на решение важных социально-экономических проблем. Её результаты опубликованы в монографиях, многочисленных научных статьях. За последние пять лет преподавателями института опубликовано около 500 статей, более 100 из которых вышли в свет в рецензируемых изданиях ВАК; более 70 – в изданиях, включенных в РИНЦ; 5 публикаций в изданиях Web of Science и 3 – в изданиях Scopus.

За последние пять лет ведущими преподавателями ПИ БГУ был издан целый ряд серьезных монографий: «История дошкольного образования в Республике Бурятия» (Лопсонова З.Б.), «Формирование толерантности сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде» (Лопсонова З.Б., Посходиева Д.В. и др.), «Развитие произвольного кодирования эмоций у детей старшего дошкольного возраста» (Гармаева Т.В.), «Искусство Бурятии в формировании культуры личности» (Пазников О.И.), «Профессионально-методическая подготовка современного учителя физики» (Ваганова В.И.); «Этнокультурное (национальное) образование в Российской Федерации» (Дагбаева Н.Ж., Лопсонова З.Б. и др.); «Педагогика и психология: актуальные проблемы и перспективы исследований на современном этапе» (Рогалева Г.И. и др.); «Умственное воспитание младших школьников в процессе внеучебной изобразительной деятельности» (Павлова С.А.); «Технологическая подготовка педагогов и школьников на современном этапе модернизации российского образования: достижения, инновации, перспективы» (Дульчаева И.Л., Халтуева А.М. и др.); «Человек и природа: стратегия взаимодействия» (Шадаров Б.Г. и др.) и т.д.

Коллектив преподавателей кафедры музыкального и художественного образования и кафедры психологии детства принял участие во Втором Всероссийском инновационном общественном конкурсе на лучший учебник, учебное пособие и монографию с коллективной монографией "Эстетическое и художественное образование в Бурятии" (2015) и получил номинацию «Лучшая монография». В 2014 году Пазников О.И. стал Лауреатом Госпремии Республики Бурятия в области образования за монографию «Искусство Бурятии в формировании культуры личности».

Профессорско-преподавательский состав Педагогического института активно занимается организацией научных круглых столов, методических семинаров, олимпиад и научно-практических конференций различного уровня. По итогам конференций ответственные кафедры традиционно выпускают сборники научных и научно-практических материалов. Здесь необходимо отметить серьезную редакционную работу следующих преподавателей: Н.Ж. Дагбаева, С.А. Юн-Хай, З.И. Пазникова, И.А. Маланов, О.О. Юрченко, Н.Н. Климентьева, О.А. Пестерева, М.А. Портнягина, С.В. Андреева, А.А. Пелихова, З.Д. Чимбеева, Р.Б. Дондокова, З.Б. Лопсонова, В.Б. Лыгденова, М.М. Стрекаловская, С.С. Бакшиханова, Н.Б. Дондобон, Т.В. Гармаева, И.Г. Моргунова, Л.Н. Габеева, Э.В. Будаева, И.Л. Дульчаева.

В 2013 году при поддержке Министерства природных ресурсов и БГУ была проведена международная научно-практическая конференция «Экология, образование, общество: проблемы и перспективы эффективного сотрудничества», посвященная выявлению, обобщению и трансляции опыта инновационной деятельности учреждений образования и творческих педагогов в области экологического и межкультурного образования, общественного участия в решении экологических проблем Байкальского региона. В конференции приняли участие коллеги из Германии, Монголии.

В рамках празднования 25-летнего юбилея дошкольного отделения БГПИ – БГУ в 2013 году кафедрой педагогики начального и дошкольного образования была проведена международная научно-практическая конференция «Дошкольное образование: история и современность». В ходе мероприятий конференции были обсуждены проблемы дошкольного образования в Республике Бурятия, проанализированы пути совершенствования образовательного процесса в современных дошкольных учреждениях.

В 2014 году преподаватели кафедры психологии детства провели научно-практическую конференцию с международным участием «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», в рамках которой состоялись пленарные доклады специалистов системы образования различного уровня, а также молодых ученых и педагогов образовательных организаций. Были также проведены мастер-классы по наиболее актуальным проблемам педагогической практики и моделям психолого-педагогического сопровождения.

Научный и практический интерес представляет проведенная в 2015 году кафедрой филологии и методики преподавания международная научно-практическая конференция «Филологическое образование в современном мире: содержание, технологии, учебно-методическое обеспечение». Была осуществлена работы круглого стола и тематических площадок, посвященных актуальным вопросам филологической науки, проблемам межкультурной коммуникации в современном мире, филологического образования в условиях реализации новых образовательных стандартов. Также студентами, преподавателями вузов, педагогами школ были обсуждены инновационные технологии в филологическом образовании.

2015 год также отмечен проведением кафедрой музыкального и художественного образования Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования», посвященной 25-летию музыкального отделения Педагогического института БГУ. В рамках конференции состоялся семинар для педагогов образовательных организаций, конкурс хоров общеобразовательных школ.

Богатым научными мероприятиями оказался и 2016 год. Кафедрой общей педагогики были проведены: всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования»; Российско-германский молодежный обмен: межкультурный диалог в контексте устойчивости; региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профессиональной деятельности молодого педагога».

Преподавателями кафедры технологического образования и профессионального обучения была проведена Международная научно-практической конференция «Современное технологическое образование: проблемы и перспективы», посвященная 95-летию академика РАО, доктора педагогических наук, П.Р. Атутова. К её работе также были привлечены бакалавры и магистранты института.

Преподавателями Педагогического института ведется большая работа по решению лингвистических проблем. В 2016 году была осуществлена следующая работа в данном направлении: международный «IV Международный летний лингвистический лагерь монголоведов»; международный научно-методический семинар «Обсуждение концепции преподавания русского языка и литературы», межвузовский научно-методический семинар «Теория и практика преподавания востоковедных дисциплин»; внутривузовские «Дни бурятского языка в БГУ»; региональная студенческая олимпиада по тунгусо-маньчжурским языкам и литературе народов России и Китая.

В 2017 году кафедрой психологии детства проведена Республиканская психологическая галерея «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО, НО и ООО: опыт, проблемы и перспективы», посвященная юбилею профессора кафедры психологии детства Дондобон Н.Б. В ней приняли участие педагоги-психологи Республики Бурятия, магистранты направления подготовки «Школьная психология», преподаватели ПИ. Положено начало для ежегодного проведения психологической галереи с целью расширения границ профессионального сотрудничества в сообществе психологов Республики. Издан информационный справочник «Педагоги-психологи Республики Бурятия в лицах».

Также преподаватели ПИ БГУ принимают участие в очной и заочной формах при проведении научно-практических конференций в разных городах России и других стран: Москва (Олзоева Я.В., Дондобон Н.Б., Пестерева О.А.), Санкт-Петербург (Посходиева Д.В., Лопсонова З.Б.), Ярославль (Павлова С.А.), Улан-Батор (Дарханова Т.М., Будаева Т.Б., Моргунова И.Г., Нимаев Б.Б., Дульчаева И.Л., Содномова Н.Б.-Ц., Пазникова З.И.), Краков (Поляков А.Ф.), Красноярск (Дарханов В.И., Корытов Г.А.), Тамбов (Будаева Э.В.), Волгоград (Портнягина М.А., Юрченко О.О.), Омск (Пазников О.И.), Чита (Лопсонова З.Б., Очиров Г.Д., Посходиева Д.В., Павлова С.А., Тютрина С.Г.), Новосибирск (Ламаева Б.В., Габеева Л.Н.) и др. В университете Внутренней Монголии КНР в рамках гранта работали Шагдарова Д.Л., Андреева С.В.

С каждым годом география расширяется, в том числе, в связи с реализацией международного сотрудничества. В рамках международной деятельности преподавателями кафедры музыкального и художественного образования установлено и реализуется успешное научно-профессиональное сотрудничество с Оснабрюкским Университетом по вопросам и перспективам обмена опытом педагогической деятельности и обучения студентов. В контексте научно-исследовательской деятельности по вопросам синхронного и диахронного изучения языков народов РФ и зарубежных стран и проблем теории и методики их преподавания преподавателями кафедры филологии и методики преподавания установлено плодотворное двустороннее сотрудничество с Монгольским Университетом. Сотрудники кафедры общей педагогики реализуют сотрудничество с Берлинский университет им. Гумбольдта в области электронного и смешанного обучения, а также партнерство трех стран: Россия, Монголия, Китай с целью изучения инновационного опыта в образовании и вопросов межкультурной коммуникации в целом.

За последние пять лет различными научными фондами поддержаны грантовые программы, подаваемые преподавателями ПИ. Среди них: «Каждая капля имеет значение – озеро Байкал: Чистый Байкал для чистого будущего» и «Гармония в природе – согласие в народе» (авторы проекта: Юн-Хай С.А., Пелихова А.А., Бабиков В.А.); проект «Проблема образования сложных слов в бурятском языке» (рук. Шагдарова Д.Л.); проект «Содержание и технологии экологического и межкультурного образования России и Монголии: сравнительный анализ» (испол.: Портнягина М.А., Чимбеева З.Д., Бабиков В.А. и др.); проект «Этноэкологическая волонтерская акция «Тепло наших дел – Ажалнай дулаан» (рук. Юн-Хай С.А; испол.: Очиров Г.Д., Пелихова А.А., Климентьева Н.Н.). А также: проект «Экология здоровья и современный подросток» (рук. Гармаева Т.В.); проект «Краски счастья мира детства» (рук. Пестерева О.А.); проект «Экологическая волонтерская акция «Чтобы жить лучше, чтобы жить чище, от пластика берег Байкала очистим!» (рук. Юн-Хай С.А., исполнитель: Пелихова А.А.); проекта «Экоцентрическое взаимодействие человека с природой как фактор преодоления экологического кризиса» (испол. Шадаров Б.Г.); «Сравнительные исследования социальных эффектов развития горнорудной промышленности трансграничных регионов России, Монголии, КНР» (рук. Актамов И.Г.); «Постсоветское общество и буддийская сангха: социорелигиозные процессы в России и Монголии» (испол. Актамов И.Г.); «Общественное сознание современной молодежи Монголии» (испол. Актамов И.Г.); «Оценка факторного, институционального и временного потенциалов постиндустриального общества в формировании и развитии экономики знаний на региональном уровне» (испол. Лопсонова З.Б.) и т.д.

Получен диплом за 3 место в номинации «Реализованный детско-взрослый проект «Мы сделали это» в Х Международном конкурсе им. А.С. Макаренко: Юн-Хай С.А., Пелихова А.А., Бабиков В.А. (2013).

Одним из направлений работы института необходимо отметить оптимизацию воспитательной работы со студентами Педагогического института. Традиционно преподаватели привлекают бакалавров и магистрантов к научно-исследовательской деятельности: ежегодно студенты принимают участие, занимают призовые места в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах. Также её координацию осуществляет Студенческое научное общество под руководством Гармаевой Т.В. Его председателем является Очирова А.А. В организации и проведении научных мероприятий и в активизации научно-исследовательской деятельности студентов участвуют Соболев Р.О., Исаева В.В., Глазунова В.Е., Олькина А.Э., Таханова А.И. и др. Бакалавры и магистранты ПИ также участвуют в разработке грантов и проектов: Очирова А.А. выиграла студенческий грант «Студия творчества «Палитра»» (2016).

Ежегодно Педагогическим институтом издается сборник материалов научно-практических студенческих конференций. Студенты постоянно включены в работу научных кружков, проблемных групп. Так для магистрантов действует научный кружок молодых педагогов (рук. Лопсонова З.Б.), проблемная группа по разработке научных проектов в области оценки качества образования по ФГОС (рук. Дарханова Т.М.) и по решению вопросов этнокультурного образования (рук. Лыгденова В.Б.). Среди научных кружков можно отметить следующие: «Создание здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения» (рук. Содномова Н.Б.-Ц.), «Этнокультурное воспитание дошкольников» (рук. Лыгденова В.Б.), «Экологическое воспитание дошкольников» (рук. Стрекаловская М.М.).

В рамках исследовательской и методической работы в институте проводятся различные обучающие, научно-методические семинары, в том числе, с приглашением ведущих российских ученых; профессиональные конкурсы педагогов образовательных учреждений; круглые столы, олимпиады и конкурсы различного уровня. Кроме того, поддерживается тесная связь со школами республики через деятельность региональной общественной организации (РОО) «Ассоциация педагогов-исследователей», которая является приемником НП «Университетский образовательный комплекс БГУ» и в своей деятельности сохраняет в сложившиеся традиции УОК. К совместной работе активно привлекаются образовательные учреждения Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, Монголии.

Научно-исследовательская работа Педагогического института БГУ характеризуется дальнейшим развитием прикладных научных исследований, сохранением лучших традиций, таких как большой спектр публикаций результатов научных исследований, мобильность при организации различного рода мероприятий (конференции, семинары, круглые столы), интеграция всех кафедр при проведении разного рода мероприятий, внедрение результатов в учебный процесс.