03март2014

Социологическое исследование «Рейтинг преподавателей в общественном мнении студентов БГУ»

Социологическое исследование

«Рейтинг преподавателей в общественном мнении студентов БГУ»

Вниманию преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов!

По инициативе руководства университета в марте 2014 года начинается опрос студентов очной формы обучения в рамках социологического исследования «Рейтинг преподавателей в общественном мнении студентов БГУ». Цель исследования состоит в выявлении оценки эффективности деятельности преподавателей студентами университета. Данные, полученные в ходе исследования, будут способствовать большей открытости внутренней среды университета, оздоровлению социально-психологического климата БГУ, повышению качества учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, оптимизации обратной связи в системе «студент – преподаватель – руководство вуза».

Исследование выборочное. Выборка вероятностная стратифицированная. Генеральная совокупность исследования охватывает студентов очного отделения институтов, факультетов и колледжа университета и составляет 5757 человек. Размер выборочной совокупности – 1727 человек.

Для конструирования выборки используется стратифицированный вероятностный (случайный) отбор 30 % студентов каждой академической группы, что позволит учесть наиболее существенные социальные характеристики генеральной совокупности, и позволит получить валидную информацию, пригодной для составления объективного рейтинга.

Сбор данных организован в два этапа, что обусловлено необходимостью выявления приемлемых показателей эффективности деятельности преподавателей. На первом этапе проводился анкетный опрос экспертов-руководителей структурных подразделений университета, что позволило сконструировать закрытый перечень критериев оценки преподавательской деятельности.

Основной этап сбора данных включает анкетный опрос студентов. Для проведения опроса, на основе полученных на первом этапе данных, разработана электронная анкета, включающая три блока. Первый направлен на выявление общего уровня удовлетворенности учащихся качеством образования в университете и институте/факультете, второй включает в себя ряд вопросов, выявляющих оценки конкретных преподавателей в соответствии с критериями исследования и направлен на получение качественной информации об оценке студентами конкретных преподавателей. Анкеты по каждому преподавателю идентичны. Третий блок анкеты включает матрицу, при помощи которой студенту предлагается провести рейтингование преподавателей методом прямого ранжирования по показателю «квалификация в целом». Опрашиваемому студенту предлагается список преподавателей, каждому из которых он должен присвоить ранги путем присвоения числовых значений от 0 до 10, после чего для каждого преподавателя по специальному алгоритму рассчитываются индивидуальные рейтинговые баллы.

Анкета анонимная. Все студенты, участвующие в исследовании могут рассчитывать на полную конфиденциальность исследования, данные будут использованы исключительно в обобщенном виде.

В целях оптимизации сбора данных составлен график сбора данных, в соответствии с которым студенты, принимающие участие в исследовании, заполняют электронные анкеты в компьютерных классах университета. Заместители деканов получают списки выборки студентов своего института/факультета/колледжа, информируют студентов о сроках, целях, задачах и процедуре исследования, получают пароли для доступа в систему www.roms.bsu.ru и организуют заполнение анкет студентами.