11нояб.2013

Итоги IV Всероссийской научно-практической конференции "Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования"

IV Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» прошла с 7 по 8 ноября 2013 года на базе Бурятского государственного университета и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №9».

Учредителями конференции выступили Министерство образования и науки Республики Бурятия, Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Бурятское региональное отделение, Бурятский государственный университет, Институт непрерывного образования, НП Центр оценки качества образования Республики Бурятия

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Улан-Удэ».

В IV Всероссийской конференции «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» приняли участие 206 человек, представители различных регионов Российской Федерации: г. Москва, г. Красноярск, г. Белгород, Челябинская и Иркутская области, Республика Бурятия (Баргузинский, Прибайкальский, Тарбагатайский, Джидинский, Тункинский, Кижингинский районы, г. Северобайкальск и Улан-Удэ).

На пленарном заседании были прослушаны доклады Вагановой Валентины Ивановны, доктора педагогических наук, профессора, заместителя директора Бурятского регионального института образовате льной политики «Исследовательская деятельность педагога», Генераловой Марины Владимировны, методиста издательства «Мнемозина», г. Москва. «Проектно-исследовательская деятельность в 5-9-х классах при работе по УМК издательства», Бухольцевой Оксаны Васильевны, депутата Народного Хурала, директора МБОУ СОШ №11, г. Северобайкальск «Исследовательская деятельность в урочное и внеурочное время в условиях реализации ФГОС», Цыреновой Марины Геннадьевны, кандидата педагогических наук, доцента, директора Института непрерывного образования Бурятского госуниверситета, председателя Бурятского регионального отделения общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» «Интеграция учебно-исследовательской деятельности в условиях внедрения новых ФГОС: школа–ДОУ–вуз», Санжиевой Даримы Сыреновны, кандидата исторических наук, заместителя директора по НИР СОШ № 9, заместителя председателя БРО ООД ТП «Исследователь» «Некоторые аспекты развития учебно-исследовательской деятельности школьников в Бурятии: проблемы и перспективы

В рамках конференции была организована работа двух секций:

• Учебно-исследовательская деятельность как технология индивидуально-творческого развития обучающегося (руководители Юн-Хай С.А., Федотова Н.А.).

• Организация учебно-исследовательской деятельности в предметных областях (Аюшиева И.Г., Бабиков В.А.).

Второе пленарное заседание проходило 8 ноября на базе инновационного образовательного учреждения г.Улан-Удэ, МАОУ «СОШ № 9»в рамках сетевого события «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС», где с докладами выступили Иванов Виталий Викторович, кандидат философских наук, директор МАОУ СОШ №9 «Опыт учебно-исследовательской деятельности школьников в МАОУ СОШ №9», Леонтович Александр Владимирович, кандидат психологических наук, председатель общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», заместитель директора ГБОУ «Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества», председатель оргкомитета всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, г. Москва «Научно-технологические уклады в образовании», Макарова Алена Владимировна, кандидат биологических наук, педагог дополнительного образования, Мельков Ян Александрович, зам. директора по НМР, НОУ «Школа-интернат №21» ОАО РЖД, пос. Танхой, Кабанский р-н, Республика Бурятия «Организация исследовательской деятельности в системе дополнительного образования (из опыта работы НОУ «Школа-интернат № 21» ОАО РЖД)».

. Особое место в программе конференции занимали мастер-классы, которые прошли 8 ноября. Участникам было предложено посетить мастер-классы «Организация исследовательских экспедиций как основа формирования ключевых компетенций современных школьников (на примере исследования озера Карасиное)» (И.М.Алексеева); Исследовательские практики в старшей школе (И.Н.Трофимова), «Опыт участия в во Всероссийских конференциях» (Е.Д.Вахрушева).

Большой интерес вызвал мастер-класс, который провела Горбова Наталья Викторовна (к.п.н., доцент, СГТУ, г. Красноярск) по теме «Методический указания по организации исследовательской деятельности обучающихся».

В рамках конференции по традиции, в конце первого рабочего дня состоялось очередное собрание Бурятского регионального Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь». На собрании прозвучал отчет работы БРО за 2012-13 уч.год. Участники собрания одобрили работу БРО по развитию исследовательской деятельности в Республике, оценили проведенные конкурсы и конференции, отметили результативность учителей в инновационной деятельности. В ходе собрания был также утвержден план работы на 2014 год.

В рамках конференции участники имели возможность пройти краткосрочные курсы повышения квалификации Института непрерывного образования БГУ (учителя математики – 113 человек, педагоги дополнительного образования и учителя – 93 человека).

Участники конференции констатируют, что в последнее время был принят ряд нормативных документов (ФГОС начального и общего образования второго поколения, ФГОС третьего поколения высшего профессионального образования, Национальная инициатива «Наша новая школа», проект Федеральной целевой программы развития образования), в которых подчеркивается важность включения обучающихся в учебно-исследовательскую, проектно-исследовательскую деятельность.

Тематика конференции была посвящена проблеме реализации технологии исследовательского обучения, специфике организации учебно-исследовательской деятельности на разных ступенях образования.

Участники конференции отметили:

- необходимость обеспечения преемственности в развитии исследовательских умений, исследовательской компетенции от начальной школы до высшего профессионального образования;

- опыт, накопленный педагогическим сообществом республиканского отделения Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», в деле обобщения, распространения инновационных подходов, методов, форм организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в системе общего, дополнительного и профессионального образования;

- необходимость усиления исследовательского компонента в рамках уроков, всемерно развивать практику проведения элективных курсов, направленных на развитие исследовательских способностей и освоение алгоритмов выполнения исследований.

Участниками конференции было предложено:

- продолжить начатое сотрудничество школ, лицеев, гимназий с учреждениями дополнительного образования республики и других регионов в рамках совместных проектов и экспериментальных площадок;

- организовать сайт конференции, где можно будет размещать организационные документы, резолюцию конференции, а также доклады участников, фото и видео материалы.

- развивать дистанционные формы информационно-методической поддержки педагогов применяющих исследовательский подход в обучении и воспитании: проводить консультации, вебинары, мастер-классы и др.