29
март
2012

26 марта 2012 г. состоялся Круглый стол по вопросам введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

РЕЗОЛЮЦИЯ

«Круглого стола» по вопросам введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в систему школьного образования Республики Бурятия, проведенного по инициативе Исторического факультета Бурятского государственного университета при содействии Министерства образования Республики Бурятии, комитета по образованию г. Улан-Удэ, Ассоциации учителей истории Республики Бурятия и представителей конфессиональных структур.

С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Курс включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.

По вводу и практическому осуществлению данного курса в школьные программы необходимо соблюдение следующих принципов:

- принципа равной заинтересованности, его решение соответствует целям и задачам государственных, общественных (родительских), образовательных и церковных структур.

- принципа совместности принятия решений в организации данного спектра обучения.

- принципа распределения ответственности школа предоставляет все возможные условия для оптимального изучения религиозной культуры, административные органы берут на себя обязательства по созданию методических и организационных условий для успешного изучения религиозных культур, а университетские и конфессиональные структуры берут на себя обязательства в оказании помощи в научно-методическом, консультативном обеспечении учебно-воспитательного процесса, в организации внешкольной работы с родителями и учениками.

- принцип правового оформления взаимодействия, что позволит оперативно устранять причины возможных разногласий.

В связи с вышеизложенным, участники «круглого стола» наметили ряд мероприятий, способствующих взаимодействию различных государственных, общественных, образовательных и религиозных организаций:

1. О формировании координационного Совета по введению ОРКСЭ при Администрации Президента РБ. Создать в республике информационно-методическую среду для процесса введения курса ОРКСЭ.

2. Проводить анкетирование, мониторинг личных ожиданий учителя, учащихся и их родителей (законных представителей) в процессе введения курса ОРКСЭ;

3. Оказание консультационной и информационной поддержки преподавателям-тренерам и учителям, которые будут вести этот курс. (Исторический факультет БГУ, Минобразование РБ, комитет по образованию, БГУ, конфессии).

4. Обмен методическими ресурсами, которые создаются в ходе апробации и введения курса всеми его участниками. (Конфессии, Ассоциация учителей истории РБ и др.)

5. Организовывать методические семинары для руководителей общеобразовательных учреждений с целью повышения эффективности внедрения курса ОРКСЭ в республике;

6. В рамках мероприятия по вводу данного курса провести круглый стол «Научно-методическое сопровождение курса ОРКСЭ» (БГУ, РИКОиУ);

7. Продолжить повышение квалификации педагогических кадров, включая новые группы учителей, для преподавания курса в общеобразовательных учреждениях (БГУ, РИКОиУ);

8. Введение системы дополнительного профессионального образования – профессиональная переподготовка по «теологии» и «философии религии» в объеме от 504 до 1008 часов с привлечением специалистов и духовенства. (ИНО БГУ).

9. Расширить связи с учреждениями культуры, высшими и средними профессиональными учреждениями, религиозными организациями для повышения уровня и качества культуроведческих и религиоведческих знаний педагогов;

10. Организовать в школах родительские лектории для знакомства с особенностями курса ОРКСЭ с привлечением всех заинтересованных сторон.

Важнейший результат круглого стола - конструктивное сотрудничество с общественными организациями и религиозными конфессиями с одной стороны и образовательными структурами с другой. Консолидирующим началом выступил Исторический факультет Бурятского государственного университета.

У участников круглого стола, в целом, сложилось положительное отношение к новому учебному курсу.