12янв.2011

Актуальный фонд НБ РБ: Ангел Путина, или Романтичная метафизика Юрия Невского

Книгу можно взять в абонементе Национальной библиотеки РБ

Ангел Путина, или Романтичная метафизика Юрия Невского

Юрий Невский родился в 1963 году в г. Улан-Удэ. В 1999 году уехал в Москву. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.

Автор книги «Космонавты Гитлера. У почтальонов долгая память» (Астрель, АСТ, 2009 г.). Живет в Москве. Последний сборник рассказов «Железные игрушки – магнитный потолок» Юрия Невского (М.: Астрель, АСТ) – это своеобразная попытка поймать миг между прошлым, будущим и самим собой.

Про Юрия Невского можно сказать, наверно, много. Но более точного определения, чем «путешественник», для него трудно найти. И дело не только в анонсе на обложке книги: он путешественник своеобразный; он путешественник в поисках чуда. Чем-то он похож на постаревших героев Владислава Крапивина. Это уже не благословленные «Мальчики со шпагой», но все еще романтики, правда, ищущие работу и любовь в огромной чужой Вселенной. Реальность трезвит, память дает силы – такой вот когнитивный диссонанс.

Сам сборник, написанный хорошим, с удачными метафорами языком, представляет собой как бы четыре блока, поделенных на небольшие рассказы. Если последний немного скучноватый рассказ «Как дела, чувак?» призван наполнить читателя неугасаемым оптимизмом, то первый «Есть только лес» – это как раз вхождение автора, рассказчика в некий метафизический поиск. У него, действительно, много мифологии, таких сказочных концептов прошлого и настоящего. Это и электрички как дань романтикам, отправляющимся за запахом тайги, это и бандиты, и Москва, почти живая, физиологичная.

В рассказе «Есть только лес» герой-рассказчик, а дело происходит в наши дни, всякий раз ездит на работу на электричке. И каждый раз встречает на одной и той же станции странных молодых людей. «В них чувствовалась некая какая-то внутренняя организованность, цельность… А их одежда?.. Особенно популярны (у них. – Авт.) штормовки – выгоревшие, заштопанные с… трафаретом на спине «ССО Бригантина», «Дальстройспецмонтаж», «Камчатка. Путина». Этакие стройотрядовцы, заблудившиеся во времени или в себе. В какой-то момент герой находит место, откуда появляются эти гости из прошлого. Но в рассказе нет дальнейшего развития, как например, в произведениях того же Пелевина, который наверняка обнаружил бы в этих ребятах демиургов всего советского. Но, похоже, Невскому и не нужны подобные конспирологические ходы. Ему достаточно созерцать и наслаждаться волшебством мига.

Вообще это сочетание реального и фантастического – основное в произведениях Юрия Невского. Этим он, конечно, не нов, но он смог найти свое. И главное, что, наверно, является достоинством его прозы – он сумел преодолеть и современную нелюбовь к советскому прошлому, и ностальгию по ушедшим временам.

Особенно это чувствуется в рассказе «Смелый идет купаться, а трус остается на берегу». Поиски мига чуда на протяжении всей книги, к сожалению, затягиваются, так и хочется, чтобы автор, наконец-то что-то нашел. Отчасти у него это получается в данном рассказе. Здесь два персонажа постоянно борются друг с другом. Медведь и герой, путешественник. Рассказ начинается с воспоминания об улетевшем олимпийском мишке, затем этот символ Московской олимпиады-80 превращается уже в настоящего злобного медведя на берегу Байкала. Именно здесь, на абсолютно безлюдном берегу Байкала и предстоит герою шагнуть на «край сознания». Это такой момент бытия, когда можно прыгнуть в бездну иррационального. Почти как Иванушка-дурачок, прыгающий в кипящий котел и выныривающий прекрасным молодцем, так и герой Невского, вышедший из ледяной воды Байкала, побеждает не столько медведя (не физически, медведь просто уходит), сколько свой страх. И человек остается человеком. Эта книга — попытка поймать миг между прошлым, будущим и самим собой

Чего не скажешь о том, что происходит в рассказе, давшем название всей книге «Железные игрушки – магнитный потолок». Трое бомжей – ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС Кеша-Реактор, бывший главный инженер оборонного предприятия Рашпиль и некий Вайн, живущие в трубе-водосбросе под Софийской набережной (рядом с Кремлем) – неожиданно находят ядерный чемоданчик. Пытаются вскрыть его. И здесь начинается самое интересное – подбор кода. Удивительно, но самый секретный предмет государства, за которым охотятся и бандиты, и спецслужбы, может открыть любой. Это не абсурд, это такая реальность, где надо просто знать банальную психологию тупой толпы. Толпы, выходцем из которой является и президент, и все остальные. Паролем оказывается заветная фраза «Будем мочить в сортире». Что и говорить, фраза, уравнявшая всех, и президента, и опустившихся бомжей, стала почти мифическим заклинанием. Когда же ларчик отворился, удивленные бомжи увидели не грозное божественное предупреждение, а какое-то дикое, почти с youtube немое видео.

Дрожащая камера запечатлела голопузых детей, естественно, шашлыки и водку, тетку, танцующую у машины, высунутые языки и растопыренные пальцы, конечно, в объектив, и лохматую собаку. Но этим апофеозом рассказ не заканчивается, им является ангел Путина, который до этого мирно находился в пьяном теле их третьего товарища Вайна. Ангел Путина призван следить «за тем, кем надо. На всякий случай. За вами, «народом-богоносцем», глаз да глаз нужен. Как бы чего не напакостили». Забирает ядерный чемоданчик и возвращает их обратно к нормальной жизни: одного на завод, другому дает саксофон, о котором Кеша давно мечтал. Все это очень похоже на «Поле чудес», где угадалбукву-код – получай счастливую жизнь. Так, на всякий случай, как бы чего не напакостили. Чувствуется в Невском некая растерянность перед этой набитой кошмарами реальностью. Поэтому, наверно, он и ищет это чудо.

ИСТОЧНИК: Александр Тармаханов, газета «Новая Бурятия»

Поделиться новостью: