22дек.2010

Майя Бадлуева студентка ФЭУ БГУ стала победителем во II-ом туре Всероссийской олимпиады по менеджменту-2010

Майя Бадлуева студентка ФЭУ БГУ стала победителем во II-ом туре Всероссийской олимпиады по менеджменту-2010

Студентка IV курса факультета экономики и управления Майя Бадлуева стала победителем во II-ом туре Всероссийской олимпиады по менеджменту-2010, которая прошла в городе Новокузнецк в номинации «Лучший директор по маркетингу и коммерции».

16-18 ноября 2010 года был проведен II тур Всероссийской олимпиады по менеджменту-2010 на базе кафедры экономики и управления производством Сибирского государственного индустриального университета в городе Новокузнецк. Нашу республику представляла команда Бурятского государственного университета в составе трех студентов IV курса факультета экономики и управления: Майя Бадлуева, Ирина Квашнина, Александра Протасова.

Узнать об этом событии из «первых рук» мы решили у непосредственного участника и победителя в номинации «Лучший директор по маркетингу и коммерции» – Майи Бадлуевой.

Майя, расскажите, как встретил вас Новокузнецк, как проходила олимпиада?

Первое впечатление от города, скажу честно, не было самым приятным. Новокузнецк встретил нас пасмурной дождливой погодой. Открытие Олимпиады состоялось 16 ноября. На конкурс команд «Давайте знакомиться!» мы приготовили презентацию нашей команды «Sunland». Название команды не случайно. Мы хотели показать красоту нашего края, его богатство солнечным светом. И не прогадали, приготовив красивые рассветно-закатные фотографии. Живой интерес в зале вызвали фото Байкала. Всем очень понравилась легенда о Байкале и Ангаре.

Сама олимпиада проходила в три этапа:

- компьютерное тестирование;

- блиц-тур «Я – менеджер»;

- деловая ролевая компьютерная игра «Максимум».

Компьютерное тестирование прошло в напряженной обстановке. Вопросы выдавались по случайной выборке из приготовленной базы. Участникам необходимо было ответить на 60 вопросов за 60 минут. Причем структура и объем вопроса оказались таковы, что как минимум 40 секунд уходило на то, чтобы просто вчитаться и понять, о чем речь. Так, тестирование в наибольшей мере позволяет выявить уровень теоретической подготовки. Оценка выдавалась сразу же, в баллах и процентах. Средний балл всех участников – на троечку. Каждый вопрос имел свою ценность. Так, я могла ответить на большое количество «дешевых» вопросов и получить меньше баллов, чем сосед, ответивший на несколько «дорогих».

Какой этап был для вас наиболее интересным?

Блиц-тур, мне кажется, стал наиболее интересным испытанием для начинающих менеджеров. Перед участником встает нелегкая задача: показать свои знания за ограниченный интервал времени. Важно собраться с мыслями, заставить себя не волноваться и красноречиво и грамотно рассказать о своем решении. 5 минут на подготовку, пять минут на защиту и ни секунды поблажки. Каждому менеджеру в будущем придется сталкиваться с «рисковыми» ситуациями, в которых нельзя сказать «а я не знаю», нужно «выруливать» ситуацию на благо компании. Одним из главных критериев оценки этого тура была находчивость. Жюри приветствовали нестандартные решения.

Как оценивался этот конкурс?

Участники оценивались по методу 360 градусов. Метод оценки 360 градусов является методом оценки по компетенциям на основании мнений приглашенных членов жюри, руководителей команд и самих участников. Компетенциями называются опыт, знания и навыки сотрудника, которые он проявляет в рабочем поведении. Такая оценка позволила комплексно и справедливо оценить способности участника.

Итак, вы дошли до третьего этапа, как он проходил?

Третий этап Олимпиады больше всего вызывал беспокойство у нашей команды. Дело в том, что до Олимпиады мы не были знакомы с деловой компьютерной игрой «Максимум». Бизнес-курс «Максимум» - это своеобразный практикум управленца. Состав команд организаторы спланировали таким образом, чтобы в каждой команде был человек, владеющий инструментарием игры. Каждому игроку считали индивидуальный рейтинг.

Стартовые условия игры следующие. На двух региональных рынках с олигополистической конкуренцией образовано по пять корпораций олигополистического типа – открытых акционерных обществ с уставным капиталом в 100 тыс. руб. Каждая корпорация может выпускать по три вида продукции – товары народного потребления, строительные материалы и металлоизделия. Наша компания «SunTECH» выпускала металлические ворота, сэндвич-панели кровельные и стеновые и металлопрофиль.

Особенностью деятельности компании было то, что она работает в условиях инфляции. Инфляция существенно мешала нам жить, проявляясь в систематическом росте цен на товарно-материальных рынках и высоких ставках процента на рынках кредитов и депозитов.

Главная задача Совета директоров каждой организации – обеспечить ее успешное функционирование в условиях конкурентной среды и нестабильной экономической ситуации в течение двух лет. Здесь для участников было важно найти общий язык и грамотно разделить полномочия. Состав Совета директоров был следующий: генеральный директор, директор по финансам и директор по маркетингу и коммерции.

В идеале директор по маркетингу отвечает за успешную реализацию продукции, контролирует показатели эффективности продаж, прогнозирует динамику эффективности конкуренции. Я, как директор по маркетингу, готовила в Торговую палату отчет о рыночном положении предприятия, об уровне конкуренции. Честно признаться, переговоры с торговой палатой стали для меня серьезным испытанием. Мой отчет состоял из трех разделов: конкурентная стратегия, портфельная стратегия, маркетинговая политика. Понравилось работать с БКГ-матрицей. Матрица БКГ (Boston Consulting Group) - это хороший инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Можно оценить актуальность продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции. В основу матрицы заложены две концепции: жизненного цикла и эффекта масштаба производства. Передо мной стояла задача не допустить попадания товара «Звезды» или «Дойные коровы» в товар «Собаки». Иначе товар выводится с рынка, как неприбыльный.

Майя, вы стали лучшим директором по маркетингу и коммерции всероссийской олимпиады, что кроме этого вам дало участие в олимпиде?

Я участвовала в различных внутривузовских, межвузовских олимпиадах. Эта олимпиада мне понравилась безупречной организацией, интересными заданиями, работой в команде. Дух соперничества, витавший в воздухе, не помешал всем участникам продуктивно сотрудничать. Для меня Олимпиада стала своеобразным толчком для еще большей работы над собой. Учиться – это не только полезно, но и интересно.

Ирина Партилхаева