16июнь2008

Деятельность учебно- и научно-исследовательской лаборатории им. Б.Д. Баяртуева в 2007-2008 гг.

Деятельность учебно- и научно-исследовательской лаборатории им. Б.Д. Баяртуева в 2007-2008 гг.

Экспериментальная учебно- и научно-исследовательская лаборатория им. Б.Д. Баяртуева по исследованию актуальных проблем современного бурятоведения создана решением Ученого совета Национально-гуманитарного института от 18 декабря 2007 г. Лаборатория учреждена кафедрой бурятской литературы при поддержке МОД ВАРК и отделом литературоведения и фольклористики ИМБТ СО РАН.

Приоритетными направлениями деятельности лаборатории в 2007-2008 гг. стали:

- научно-исследовательское (изучение, обсуждение и поиск альтернативных решений актуальных проблем современного бурятоведения, разработка, координация и аккумуляция новых исследовательских направлений бурятской фольклористической и литературоведческой науки и практики, наблюдение, оценка и прогнозирование перспектив их дальнейшего развития);

- образовательное (пропаганда этнокультурных ценностей бурятского народа, организация и проведение олимпиад, конкурсов, разработка дополнительных образовательных услуг, продвижение авторских курсов, творческих семинаров и факультативов, популяризация новых научных знаний об истории и культуре бурят);

- информационно-издательское (разработка и продвижение электронных и печатных научных продукций об историко-культурном наследии бурят, распространение собственного положительного опыта).

В целях дальнейшей реализации идей Б.Д. Баяртуева, координации и интеграции усилий по изучению, обсуждению и поиску оптимальных решений проблем современной науки и практики о традиционной бурятской словесности и культуре лабораторией за отчетный период удалось решить целый ряд серьезных организационных вопросов, а именно:

- проведены предварительные совещания, консультации с ведущими учеными-бурятоведами;

- приняты с заинтересованными государственными и общественными организациями, научными и научно-образовательными подразделениями (отделами, секторами, лабораториями, центрами, кафедрами) совместные принципиальные соглашения и решения;

- возобновлены научные, научно-информационные связи, новые личные контакты с отдельными тюркологическими и монголоведными центрами по разработке долгосрочных проектов и программ.

Лаборатория за отчетный период для реализации основных направлений деятельности в пределах своей компетенции сумела:

- создать новую студенческую проблемную группу по курсам «Бурятская мифология», «Бурятский фольклор», «Бурятская литература»;

- апробировать альтернативные формы, средства и методы развития научного и творческого потенциала студентов;

- привлечь и освоить дополнительные финансовые и материально-технические средства;

- оказать дополнительные научно-образовательные, информационно-издательские, посреднические и иные услуги, не запрещенные законодательством РФ и не приносящие ущерб основной деятельности;

- установить прямые научные, научно-информационные связи с зарубежными и другими российскими учреждениями, предприятиями и организациями, а также с учеными-представителями науки, культуры и образования.

Таким образом, основными критериями эффективности деятельности лаборатории в отчетный период стали:

- организация и проведение разного уровня научных, научно-методических, организационно-методических мероприятий;

- наличие постоянно действующего семинара по проблеме;

- научно-образовательная деятельность, вовлечение студентов и аспирантов непосредственно в решение целевых задач;

- информационно-издательская деятельность, публикация, продвижение и распространение студенческих инициативных проектов, собственного положительного опыта;

- привлечение и освоение бюджетных и внебюджетных финансовых средств.

1. Данные о количестве грантовых и иных исследовательских проектах лаборатории

В 2007-2008 гг. членами лаборатории разработаны 4 грантовых проекта: 1 – исследовательский проект РГНФ, 3 – проекты БГУ. В данное время лабораторией осуществляется реализация одного грантового проекта РГНФ №08-04-62403а/т на тему «Генеалогический фольклор бурят России, Китая и Монголии: региональные традиции». Лабораторией также разработаны 2 опытно-экспериментальные программы полевых экспедиций по курсу «Бурятская мифология».

2. Данные о количестве проведенных мероприятий

В 2007 году членами лаборатории проведены 1 организационно-методический семинар, 1 круглый стол, которые были призваны решать организационные вопросы создания экспериментальной учебно- и научно-исследовательской лаборатории, и 2 больших студенческих конкурсных мероприятия – это конкурс мини-грантовых проектов на создание электронных информационных ресурсов и конкурс «Лучшая выпускная квалификационная работа 2007 г.».

По результатам первого студенческого конкурса победителем был признан проект «Хоринский район Республики Бурятия: историко-культурный атлас» (автор Баяндаева Зоригма, НГИ БГУ), призерами – проекты «Электронный путеводитель по Нижнему Кодуну» (руководитель Борохитова Баирма, НГИ БГУ) и «Этно-экологические маршруты Курумканского района» (руководитель проекта Гуржабон Надежда, НГИ БГУ). По итогам второго конкурса лучшей выпускной квалификационной работой 2007 г. в области исследования бурятского фольклора и литературы среди студентов очного обучения НГИ БГУ стали дипломные проекты Буянтуевой Кристины и Дымбрыловой Цыпелмы, среди студентов заочного обучения – дипломные проекты Лхамаева Зоригто и Цыреновой Жаргалмы.

В текущем году отчетного периода лабораторией инициировано проведение целого ряда юбилейных мероприятий, посвященных 10-летию создания кафедры бурятской литературы. Из них наиболее значимыми являются организация и проведение 5 конкурсных мероприятий и 1 олимпиады:

1. Межвузовского студенческого конкурса «Лучшая фольклорно-обрядовая импровизация» (15 марта 2008 г.);

2. Межвузовского студенческого конкурса «Лучшая литературно-музыкальная презентация культурных и природных памятников Республики Бурятия» (22 марта 2008 г.);

3. Межвузовского студенческого конкурса «Лучший капитан-знаток бурятской литературы» (29 марта 2008 г.);

4. Межвузовской студенческой олимпиады «Дγрбэн бэрхэ», посвященной памяти Б.Д. Баяртуева (31 марта 2008 г.);

5. Межрегионального студенческого конкурса «Лучшая выпускная квалификационная работа 2008 г. в области бурятской фольклористики и литературоведения» (23 мая 2008 г.);

6. Международного смотра-конкурса студенческих научно-исследовательских работ «Мир бурятской семьи – 1. Буряад гэр бγлын оршолон: нялха, балшар, бага наhан» (март-июнь 2008 г.).

По результатам конкурсов первые 3 места заняли: в конкурсе «Лучшая фольклорно-обрядовая импровизация» – команды ВСГАКИ, БРПК, ПИ БГУ и БГСХА–2, в конкурсе «Лучшая литературно-музыкальная презентация культурных и природных памятников Республики Бурятия» – команды БГСХА–2, ПИ БГУ и ВФ БГУ, а в конкурсе «Лучший капитан-знаток бурятской литературы» – Дугданова Долгоржап (БГСХА–2), Цыденов Арсалан (БРПК), Дашинимаева Саяна (ВСГАКИ).

По результатам I межвузовской студенческой олимпиады «Дγрбэн бэрхэ» в командном рейтинге первые 3 призовые места заняли группы 09150 (капитан команды Борохитова Баирма), 09270 (капитан команды Бадмаева Елена) и 09250 (капитан команды Тогмитова Лилия) НГИ БГУ, 4-ое место – команда ВФ БГУ (капитан команды Чимитова Сэсэгма) БГУ, 5-ое место – команда ВСГАКИ (капитан команды Дашинимаева Саяна). В индивидуальном рейтинге участников лучшие результаты показали студенты НГИ БГУ: 1-ое место заняла Борохитова Баирма (3 курс), 2-ое место – Доржиева Эржена (3 курс), 3-е место – Бадмаева Елена (1 курс), 4-ое место – Бальжинимаева Дарима (1 курс), 5-ое место – Барбуева Саяна (2 курс).

По итогам межрегионального студенческого конкурса «Лучшая выпускная квалификационная работа 2008 г. в области бурятской фольклористики и литературоведения» победителями признаны дипломные проекты Базаржапова Дармы на тему «Бурятская народная демонология: современные парадигмы бытования» и Дулмаевой Даримы на тему «Семейные циклы бурят в литературных интерпретациях ХХ века». Оба студента представляют новую когорту выпускников Национально-гуманитарного института.

Итоги международного смотра-конкурса студенческих научно-исследовательских работ «Мир бурятской семьи – 1. Буряад гэр бγлын оршолон: нялха, балшар, бага наhан», прошедшего в марте-июне отчетного периода, будут официально подведены в октябре 2008 г.

3. Данные о студенческих публикациях, информационном продвижении и распространении их работ

В отчетный период студентами, привлеченными в разработке исследовательских программ лаборатории, сделаны 21 доклад на разных конференциях, опубликованы в научных изданиях 18 работ, в т.ч. в международных изданиях – 3:

1. Баяндаева, З. Современное бытование религиозно-культовых мест хоринских бурят (на материале Хоринского района Республики Бурятия) [Текст] / З.Б. Баяндаева // Азиатско-тихоокеанский регион: история и современность: материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. (4-6 мая 2007 г.). – Улан-Удэ: Изд-во ИПК ФГОУ ВСГАКИ, 2007. – С. 81-84.

2. Борохитова, Б. Легендарно-исторический образ Бальжин-хатун в бурятском фольклоре и литературе [Текст] / Б. Борохитова // Азиатско-тихоокеанский регион: история и современность: материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во ИПК ФГОУ ВСГАКИ, 2007. – С. 165-168.

3. Доржиева, Э. Ранние способы определения времени у бурят / Э. Доржиева // Азиатско-тихоокеанский регион: история и современность: материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во ИПК ФГОУ ВСГАКИ, 2007. – С. 121-123.

В 2008 г. по итогам международного смотра-конкурса студенческих научно-исследовательских работ в производстве находится сборник студенческих трудов «Мир бурятской семьи – 1. Буряад гэр бγлын оршолон: нялха, балшар, бага наhан». Сборник включает научные изыскания студенческой молодежи России, Китая и Монголии по данной проблеме.

Лаборатория, как правило, все свои мероприятия заранее публично освещает, анонсирует через местные электронные и печатные СМИ, а их результаты в обязательном порядке размещает на страницах республиканской газеты «Буряад γнэн-Дγхэриг», на официальном сайте Бурятского государственного университета, оперативно распространяет через региональное вещание радио и телевидения.

4. Практические результаты студенческих исследовательских работ, рекомендации и предложения по их дальнейшему использованию

Основные положения, выводы, результаты, а также полученные полевые, архивные и эмпирические материалы студенческих научных изысканий активно изучаются, анализируются самими студентами, используются в НИРС, работе СНО, в исследованиях традиционной бурятской словесности и культуры, привлекаются в разработке общих и частных проблем современной национальной фольклористической и литературоведческой науки и практики, их методологии и методики изучения.

Результаты исследовательских проектов студентов необходимо использовать в дальнейшем изучении бурятской (в отдаленной перспективе – тюркской и монгольской) мифологии, фольклора и литературы, а также в практике преподавания традиционной словесности и культуры в национальных образовательных учреждениях, в разработке УМК авторских факультативных курсов и курсов по выбору.