05март

Алексей Алексеевич Дуринов - директор БМПиУИ (БГУ) с 1939-1945 гг. в военные годы

5 марта 2020, БГУ
ДуриновДуринов 1

ИЗ ИСТОРИИ ВУЗА. ВОЕННЫЕ ГОДЫ

Сегодня даем ответ на интересующий многих вопрос: Кто возглавлял наш вуз в тяжелые годы Великой Отечественной войны?

В годы Великой Отечественной войны директором Бурят-Монгольского педагогического и учительского институтов был АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДУРИНОВ - кандидат педагогических наук, доцент.

25 марта 1939 года А.А. Дуринов был назначен директором Бурят-Монгольского педагогического и учительского институтов, проработав в этой должности до августа 1945 года.

Приведем некоторые факты биографии А.А. Дуринова, перепечатанные из источников, опубликованных в университете: 1. Осинский И. И., Евдокимова С. В. В битве решалась судьба поколений. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверистета, 2015. - 230 с.: ил.; 2. Калмыков С.В., Пыкин В.М. Бурятский педагогический институт. Ректоры. - Улан-Удэ: Издательство БГУ, 1998.; 3. Семейное призвание- педагог \ отв.ред. Г.И. Рогалева; сост. С.Б. Санданова.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2019. - 312с.

«Жизненный путь Алексея Алексеевича Дуринова, бурятского ученого-педагога, уникальный: свыше 60 лет своей научно-педагогической и общественной деятельности он целиком и полностью посвятил одному делу — возделыванию нивы народного просвещения. А.А. Дуринов родился 15 января 1909 г. в семье крестьянина-бедняка ул. Тараса Боханского уезда Иркутской губернии. В 1924 г., после окончания сельской начальной школы, продолжил учебу в семилетке, которую закончил в 1927 г. В этом же году А.А. Дуринов переезжает в г. Верхнеудинск и поступает учиться в Бурятский педагогический техникум им. В.И. Ленина, после успешного окончания которого получает распределение в Селенгинский аймак Бурят-Монгольской АССР. В июле 1932г. А.А. Дуринова как активного и перспективного работника Наркомпрос БМАССР направляет на учебу в Москву, где он вначале заканчивает педагогический факультет педагогического института имени Бубнова, а затем продолжает учиться и успешно заканчивает аспирантуру Центрального научно-исследовательского педагогического института национальностей при Наркомате просвещения РСФСР.

В сентябре 1937 г. А.А. Дуринов поступил на кафедру педагогики Бурят-Монгольского педагогического института, одновременно работал заместителем директора института по учебной и научной работе, также директором областного научно-методического кабинета Наркомпроса республики. В июле 1938 года он стал заместителем наркома, а затем исполняющим обязанности наркома просвещения БМАССР. 25 марта 1939 г. А.А. Дуринов назначается директором Бурят-Монгольского педагогического и учительского институтов, проработав в этой должности до августа 1945 г.

В феврале 1941 г. Алексей Алексеевич защитил диссертационную работу «Педагогическое образование в Бурят-Монголии». Он стал первым руководителем Бурятского пединститута, получившим ученую степень, что для коллектива вуза имело большое значение - его возглавлял ученый, как это было в традиции российской высшей школы.»

«Большая заслуга А.А. Дуринова — в возобновлении в 1939 году строительства нового учебного корпуса, которое в основном было завершено в сентябре 1942 года. Это позволило несколько увеличить количество кабинетов и лабораторий, лучше специализировать их. В новом здании разместились 4 лаборатории и 12 учебных кабинетов, 12 аудиторий, фундаментальная библиотека. В мае 1940 г. А.А. Дуринов становится членом ВКП(б), избирается депутатом Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся (1939–1943гг.).

20 февраля 1941 года на заседании ученого совета Московского государственного педагогического института имени К. Либкнехта А.А. Дуринов успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. А в июне 1942 г. Высшая аттестационная комиссия Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР утвердила Дуринова Алексея Алексеевича в ученом звании доцента по кафедре педагогики».

«В годы Великой Отечественной войны коллектив преподавателей, сотрудников и студентов института жил напряженной жизнью. Налажен был, несмотря на экстремальные условия, учебно-воспитательный процесс, под руководством дирекции была обеспечена подготовка и выпуск 310 учителей, проводилась работа по шефству над колхозами, госпиталями, семьями фронтовиков, строительству учебного корпуса, заготовке дров и др. В институте постоянно велась научно-исследовательская работа. Регулярно проводились научные сессии и научные студенческие конференции, ставшие с этих военных лет одной из важных форм повышения интереса студентов к научным проблемам. А.А. Дуринов поддерживал и всемерно поощрял диссертантов и молодых научных сотрудников. За короткий срок преподавателями института было защищено около десяти кандидатских диссертаций. Профессор С.Н. Чеботарев работал над докторской диссертацией «Халдо-Урартское царство» и учебником по истории первобытного общества. В.П. Тюшев в 1942 г. завершил и успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную истории колхозного строительства в Бурятии. Спустя два года кандидатом исторических наук стал Г.Ф. Ходаков. Тема его исследования — «Вторая Государственная дума». На кафедре основ марксизма-ленинизма преподавателем З.Л. Шоткиновой разрабатывалась тема, посвященная участию бурятского народа в Великой Отечественной войне. Работа, оформленная в качестве кандидатской диссертации, в 1944 г. была успешно защищена в Иркутском государственном университете.

В июле 1943 года по инициативе кафедры педагогики и психологии была проведена трехдневная научно-практическая конференция на тему «О воспитании будущего учителя». В работе конференции, кроме сотрудников института, приняли участие преподаватели педучилища, школ города и студенты. Поводом для проведения конференции послужила статья «О воспитании будущего учителя», опубликованная в «Учительской газете» 7 июля 1943 года. На конференции с докладами выступили директор института, доцент А.А. Дуринов «Итоги обсуждения статьи «О воспитании будущего учителя и задачи института и педучилища», профессор Н.Г. Николаев «Глубокое и всестороннее изучение основ и методики избранной специальности», доцент В.А. Святогор «Профессиональная подготовка будущего учителя», профессор С.Н. Чеботарев «Советский педагог как воспитатель», доцент В.М. Никитин «Общая культура и культура речи будущего учителя», ассистент Е.Е. Ачкинази и доцент А.А. Дуринов «Опорные школы и педагогическая практика». Доклады вызвали большой интерес у преподавателей, студентов и учителей. В конце декабря 1944 г. состоялось расширенное объединенное заседание ученых советов педагогического института и научно-исследовательского института культуры и экономики, посвященное 10-летию со дня смерти академика Н.Я. Марра, на котором с докладами выступили доценты Д.А. Алексеев, Г.Н. Румянцев, В.М. Никитин и студентка В.Фомина».

«В январе 1945 г. Бурят-Монгольский обком Союза работников высшей школы и научных учреждений рекомендовал А.А. Дуринова к зачислению в докторскую аспирантуру Академии педагогических наук РСФСР, но 8 августа этого же года постановлением бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) А.А. Дуринов был освобожден от обязанностей директора пединститута. 1945–1946 учебный год Алексей Алексеевич преподавал в Бурят-Монгольском институте усовершенствования учителей.

С 1 сентября 1946 г. А.А. Дуринов был принят по конкурсу в Кабардинский государственный педагогический институт, где проработал до 20 июня 1948 г. доцентом, а затем - до 15 августа 1953 г. заведующим кафедрой педагогики.

19 августа 1953 г. приказом по Министерству просвещения РСФСР был назначен заведующим кафедрой педагогики Бурят-Монгольского педагогического института в порядке перевода из Кабардинского института. Семнадцать лет А.А. Дуринов заведовал кафедрой педагогики и психологии родного института, умело совмещая эту работу с большой общественной деятельностью: являлся постоянным членом коллегии Министерства просвещения Бурятской АССР, ректором вечернего университета научно-педагогических кадров, оказывал практическую помощь школам республики. А.А. Дуринов подготовил сотни молодых педагогов, среди которых немало заслуженных учителей школ РСФСР, Кабардинской и Бурятской АССР. Его учениками являются многие доктора и доценты, научные работники в области педагогики и методики преподавания учебных предметов. Свою многопрофильную и плодотворную деятельность в органах и учреждениях народного образования Алексей Алексеевич успешно и органично сочетал с научно-исследовательской работой. Обобщая опыт работы школ, А.А. Дуринов пытался определить пути дальнейшего развития педагогического образования. Всего его перу принадлежит более 60 научных работ по педагогике и методике, обобщению передового опыта школ и учителей РСФСР. За заслуги в области народного образования А.А. Дуринов был награжден орденом «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд». Ему были присвоены почетные звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Заслуженный учитель школы Бурятской АССР», вручены знаки «Отличник просвещения РСФСР» и «50 лет пребывания в КПСС». По решению коллегии Министерства образования Республики Бурятия портрет А.А. Дуринова помещен в галерее наиболее выдающихся работников образования республики в Бурятском республиканском институте образовательной политики».

«В университете работала жена Алексея Алексеевича Галина Афанасьевна Дуринова, которая 1945 году окончила БГПИ и работала преподавателем кафедры педагогики. Вместе они воспитали трех сыновей, двое окончили физико-математический факультет института и работали в БГПИ. Аркадий Алексеевич 17 лет работал в БГПИ, Вячеслав Алексеевич кандидат экономических наук 2 года. Внучка Елена Вячеславовна Дуринова закончила факультет экономики и управления БГУ и работала в университете. Брат Иван Алексеевич Дуринов кандидат физико-математических наук, доцент в течении 10 лет был деканом физико-математического факультета, 49 лет работал в вузе. Сын Ивана Алексеевича Степан Иванович Дуринов кандидат физико-математических наук, доцент 37 лет проработал БГПИ-БГУ, дважды избирался заведующим кафедрой теоретической физики, был глубокий, тонко чувствующий человек, обладал феноменальной памятью, свободно цитировал восточных и западных философов, особенно Сенеку. Светлана Батуевна Дуринова кандидат филологических наук, доцент –жена Степана Ивановича 23 года работала в вузе старшим преподавателем на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета БГУ. Младший брат Степан Алексеевич Дуринов в 1939 году закончил Казанский государственный университет, служил в армии, в годы Великой Отечественной войны командовал партизанским отрядом в Смоленской области, был в плену, прошел все проверки. В 1946 году начал работать преподавателем зоологии в БГПИ.

Семейная династия Дуриновых представленная тремя поколениями и девятью человеками в общей сложности проработала в вузе 218 лет».