24авг.2015

Преподаватели БГУ привезли важные научные результаты из экспедиции в Восточный Саян

IMG_7504.JPGIMG_7688.JPGIMG_7759.JPGIMG_7905.JPGIMG_7920.JPGIMG_7941.JPGIMG_8019.JPGIMG_8024.JPGIMG_8029.JPGIMG_8039.JPGIMG_8177.JPGIMG_8205.JPGIMG_8219.JPGIMG_8238.JPGIMG_8263.JPGIMG_8294.JPGIMG_8404.JPGIMG_8406.JPGIMG_8431.JPGIMG_8495.JPG

С 6 по 17 июля 2015 года преподаватели Бурятского государственного университета приняли участие в научно-исследовательской экспедиции «Юный исследователь», проводимой в Окинском районе Республики Бурятия по маршруту: п. Орлик – Долина Вулканов – Хойто-гол – Жойган (Чойган, Тоджинский район, Республика Тыва) – п. Орлик.

Общая протяженность экспедиции (конно-пеший, автотранспортом) составила 290 км, из них около 100 км пеший маршрут: от поселка Орлик вверх по реке Жомболок и вдоль застывшего лавового потока до Долины Вулканов (вулканы Перетолчина, Кропоткина, Старый); далее через речку Барун-Хадарус и перевал Студенческий (Черби, 2420 м) к источникам Хойто-гол (термальные, серодовородные и гиброкарбонатно-натриево-кальциевые); далее к долине минеральных источников Жойган (Чойган, Тоджинский район, Республика Тыва) через перевал Чойган-Дабан; подъем на обзорные гребни (2429 м) и горные озера (Черное и Бирюзовое), и возвращение в поселок Орлик вдоль реки Сенца.

Подобные экспедиции проводятся по инициативе и под руководством директора Орликской СОШ Б. Д. Шарастепанова и декана химического факультета Бурятского госуниверситета Г. Н. Баторовой с 2000 года. Основная цель полевых изысканий – привлечение к познавательной и научно-исследовательской деятельности учащихся Окинского района. Юные участники экспедиций изучают историю и природу родного края, получают бесценный опыт научно-исследовательской деятельности, учатся наблюдать окружающий мир, собирать эмпирический материал, отбирать и проводить анализ проб, обрабатывать полученные результаты. В дальнейшем школьники участвуют в работах конференций различного уровня, и большинство из них после окончания школы поступают в Бурятский госуниверситет на образовательные программы по направлениям подготовки «Биология», «Геология», «География», «Химия» и «Экология».

В этом году в экспедиции приняли участие 20 школьников, 9 учителей Орликской СОШ и пять преподавателей Бурятского госуниверситета из различных подразделений: декан химического факультета Галина Николаевна Баторова, доцент кафедры общей и аналитической химии Эржена Тугденовна Павлова, заведующий кафедрой истории Бурятии Николай Владимирович Цыремпилов, преподаватель кафедры геологии, научный сотрудник Геологического института СО РАН Батор Леонидович Гармаев; ассистент кафедры физической географии Владимир Николаевич Черных.

Участники экспедиции изучали особенности геологии и геоморфологии потухших кайнозойских вулканов Перетолчина и Кропоткина, наблюдали за снежниками и ледниками, проводили измерения основных характеристик вод шести высокогорных озёр и более 30 минеральных источников, отобрали пробы воды четырех озер Восточного Саяна (озёра Черное и Бирюзовое, Чойган Дабан нуур, Загаhатай нуур), искали старинные манускрипты, запрятанные в скалах Восточного Саяна, обсуждали историю и развитие районов исследования и многое другое. В ходе экспедиции проводились круглые столы и дискуссионные площадки, на которых школьники со своими научными руководителями и руководителями экспедиционных групп обсуждали промежуточные результаты и планировали дальнейшую работу экспедиции.

Домой участники экспедиции вернулись с солидным багажом научных материалов: отобранными пробами воды, уточненными GPS координатами важных географических объектов, образцами горных пород и найденными тибетскими и монгольскими рукописями. Впереди – изучение полученных данных и работа с подшефными школьниками над научными статьями и докладами.

Научные руководители экспедиционных групп – сотрудники Бурятского государственного университета – выражают благодарность коллективу и директору Орликской СОШ Баиру Дашиевичу Шарастепанову за возможность участия в этом незабываемом летнем путешествии. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество на благо образования и науки.