23апр.2015

На базовой кафедре БГУ «Антимонопольное регулирование» состоялся научно-практический семинар

3FullSizeRender.JPGFullSizeRender_3(3).JPGМагистранты.JPG

21 апреля 2015 г. на базовой кафедре БГУ «Антимонопольное регулирование» (создана в 2014 г. на базе Бурятского УФАС России) состоялся научно-практический семинар «Количественные методы исследования отраслевых рынков». В работе семинара приняли участие магистранты 1-го курса ИЭУ, направление «Менеджмент», группа 11240м.

 

Актуальность темы семинара определяется тем, что в современных условиях возрастает роль Федеральной антимонопольной службы в проведении контроля за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. Для оценки состояния конкурентной среды на отраслевых рынках необходимо проведение комплексного анализа, прежде всего – с использованием количественных методов, позволяющих рассчитать коэффициенты рыночной концентрации.

Участники семинара с большим интересом выслушалисодержательное выступление начальника организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России Эрдынеевой Татьяны Дашиевны, в котором освещались следующие аспекты деятельности территориального органа:

  1. Методика проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках:

-         определение временного интервала исследования товарного рынка;

-         определение продуктовых границ товарного рынка;

-         определение географических границ товарного рынка;

-         определение состава хозяйствующих субъектов - участников исследуемого рынка.

  1. Результаты мониторинга состояния отдельных товарных рынков в Республике Бурятия.

Татьяна Дашиевна ответила на вопросы участников семинара, в частности:

-         как Вы оцениваете состояние конкуренции на рынке образовательных услуг Республики Бурятия?

-         проводились ли исследования, характеризующие состояние конкуренции на рынке медицинских услуг?

-         каков уровень рыночной концентрации на потребительском рынке г. Улан-Удэ, где функционируют крупные розничные сети «Абсолют», «Титан», «Николаевский»?

-         как осуществляется надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы и др.

Г.Т. Найданов. канд. экон. наук, доц. кафедры экономики ИЭУ обратил внимание магистрантов на особую актуальность темы научного семинара в связи с тем, что лауреатом Нобелевской премии 2014 года в области экономики (премия Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля) стал известный французский экономист Жан Тироль (Jean Marcel Tirole) за цикл работ «Анализ власти рынка и ее регуляции».

В работах Тироля показывается, как правильно регулировать те отрасли, в которых доминируют несколько крупных компаний.

В сообщении Нобелевского комитета отмечается: «Отсутствие регулирования на таких рынках часто приводит к социально нежелательным результатам – немотивированному росту цен или сохранению на рынке компаний, которые выживают, блокируя выход на рынок более эффективных конкурентов. Меры регулирования или конкурентной политики должны быть тщательно адаптированы к условиям каждой конкретной отрасли. Опираясь на разработки Ж. Тироля, правительства могут поощрять крупные компании, помогая им стать более эффективными, и в то же время предотвратить вред, который те могли бы причинить конкурентам или потребителям».

Аюр Бадмацыренов, магистрант группы 11240м выступил с докладом «Исследование уровня концентрации на рынке мобильных телефонов». Основные выводы исследования: рынок мобильных телефонов является высококонцентрированным с сильно затрудненным входом. Степень дифференциации продуктов рынка мобильных телефонов высока, что способствует рыночной власти компании-лидеров. Имеют место горизонтальная дифференциация и ценовая дискриминация. Исследуемый рынок находится в переходном состоянии от рынка монополистической конкуренции к олигополистической конкуренции.

М.В. Намханова, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики напомнила магистрантам методику расчета показателей, характеризующих уровень рыночной концентрации: коэффициенты рыночной концентрации (CR), индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), показатели перекрестной эластичности спроса.

Отметила, что при определении продуктовых границ товарного рынка, в процессе выявления взаимозаменяемых товаров используется не только «тест гипотетического монополиста» и анализ ценообразования, но показатели перекрестной эластичности спроса. Чтобы доказать, что фирма не является монополистом, она должна обосновать, что выпускаемый этой фирмой товар обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по сравнению с товаром другой конкурирующей фирмы.

 Участники семинара обсудили некоторые дискуссионные вопросы, в частности о возможности входа на потребительский рынок Республики Бурятии крупных федеральных сетей; наличии входных барьеров в сфере розничной торговли; уровне концентрации товарных рынков в Иркутской области, Забайкальском крае; допустимых границах «недобросовестной» рекламы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынках Республики Бурятия.

Подводя итоги научного мероприятия, Эрдынеева Т.Д., Намханова М.В., Найданов Г.Т. отметили, что магистранты в доступной и наглядной форме получили важную информацию о роли антимонопольных органов в проведении контроля за соблюдением законодательства в целях защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков; о количественных методах исследования отраслевых рынков.

Участники семинара выражают благодарность руководителю управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия, зав. кафедрой «Антимонопольное регулирование» Потаповой Елизавете Ивановне за сотрудничество с БГУ, обеспечивающее практикоориентированное обучение, интеграцию системы образования и рынка труда.