Модуль 4: Организация опытно-экспериментальной работы в педагогическом исследовании
                   
Информационный блок

     
содержание
 
содержание модуля
 
следующий блок
 
предыдущий блок

План

1.     Понятие «педагогический эксперимент».

2.     Методические предписания к проведению экспериментальной работы.

 

Литература

1.    Бабанский,  Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. – М., 1982

2.    Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский // Введение в науч. исследование по педагогике. - М.,1988.

3.    Введение в научное исследование по педагогике / Под ред В.И.Журавлева - М., 1988.

4.    Загвязинский,  В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982.

5.    Кара- Мурза, С.Г. Проблемы организации научных исследований /С.Г. Кара- Мурза. – М., 1981

6.    Краевский,  В.В. Методология педагогического исследования: Пособие педагога-исследователя / В.В.Краевский. - Самара, 1994.

7.    Кузнецов, И.Н. Методика научного исследования / И.Н.Кузнецов . – Минск. 1997

8.    Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие /Под ред. Н.В.Кузьминой. – Л., 1980.

9.    Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю/ М.Н. Скаткин. – М., 1986

10.                       Полонский, В. М. Эксперимент педагогический / В. М. Полонский // Полонский, В. М. Научно-педагогическая информация: Слов.-справ. - М., 1995.

11.                       Оконь, В. Метод дидактического эксперимента / В. Оконь // Оконь, В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.

 

1 Понятие «педагогический эксперимент»

Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Характерной чертой эксперимента является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений  в варьируемых условиях.

Под педагогический экспериментом подразумевается  "комп­лекс методов исследования,  который обеспечивает научно-объек­тивную и доказательную проверку правильности выдвинутой  гипо­тезы" (Ю.К. Бабанский,  1985). Педагогический эксперимент пред­полагает осуществление сравнения, анализа, выбора оптимального варианта деятельности. Используется экспериментальная работа в том случае,  когда на поставленные исследователем вопросы нет готового ответа.               

Клеев С.А.(1998) дает такое определение: педагогический эксперимент  - это своеобразно сформированный, осуществленный в поддающихся контролю условиях процесс обучения или воспитания, дающий возможность наблюдать педагогические явления, служащий для решения многих задач исследования, например:

·          установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и достигаемыми при этом результатами обучения, воспитания, развития;

·          выявления зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий учителей и учащихся по достижению ожидаемых результатов;

·          сравнения эффективности двух или нескольких вариантов педагогическогих воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрат времени, усилий, средств и т.п.);

·          доказательства рациональности определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;

·          обнаружения причинных связей.

 

Различают следующие виды педагогического эксперимента:  естественный, ко­торый проводится  в обычных условиях обучения и воспитания, и лабораторный, для проведения  которого создаются  специальные условия, некая  искусственная обстановка,  необычная для детей, система заданий и условий их выполнения; испытуемый знает, что с ним  проводят эксперимент,  но обычно не в курсе задач этого эксперимента.  Для педагогического  исследования  более харак­терно применение естественного эксперимента.

По логике поиска различают эксперимент линейный, когда изменения идут в одном варианте, и вариативный, когда сравни­вается эффективность нескольких вариантов предлагаемых изме­нений.

 

2. Методические предписания к проведению педагогического эксперимента

Педагогический эксперимент представляет собой комплекс методов исследования, предназначенный для объективной проверки гипотезы исследования: наблюдение, опросы, изучение продуктов деятельности и т.д.

Е.В.Бережнова, В.В. Краевский называют следующие наиболее важные условия эффективности эксперимента:

- предварительный тщательный анализ явления, его исторический обзор, изучение массовой практики с целью максимального изучения поля эксперимента и его задач;

 - конкретизация гипотезы. В этом смысле гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса, а высказывает предположение о том, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий;

- четкое формулирование задач эксперимента; определение признаков, критерий, по которым будут изучаться явления, средства, оцениваться результат.

Программа эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.

При разработке программы эксперимента исследователю необходимо ответить на следующие вопросы:

- что будет является предметом экспериментальной работы, по каким значимым параметрам (свойства, характеристики, признаки) можно будет судить о продуктивности педагогических воздействий;

- в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия будут подвергаться проверке;

- какие методы получения и обработки информации будут применяться;

- какова будет логическая схема эксперимента;

- как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.

В проведении экспериментальной работы можно выделить несколько этапов:

Подготовительный этап предполагает планирование эксперимента. Определяется цель, задачи эксперимента. Выбираются объекты эксперимента (учащиеся, классы, школы) в качестве экспериментальных и контрольных групп. Обозначается предмет экспериментального исследования (например, развитие общеучебных умений у младших школьников; развитие коммуникативной компетентности у подростков, развития исследовательских умений у старшеклассников).  

Устанавливаются признаки, по которым можно судить об изменениях, происшедших в объекте. Выбираются конкретные методики (анкеты, интервью) диагностирования этих изменений. Определяется длительность эксперимента. Определяются формы фиксации результатов эксперимента.

При организации педагогического эксперимента необходимо учитывать то обстоятельство, что он имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к экспериментатору является: “не навреди”.

Этап проведения эксперимента. В осуществлении данного этапа четко прослеживаются три стадии.

На первой стадии основной целью является определение (констатация) начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в эксперименте.

При проведении констатирующего  эксперимента устанавливается реальное состояние дел,   изучается начальное состояние  исследуемого объекта,   констатируется наличие или отсутствие исследуемых ка­честв личности,  уровень обученности или воспитанности  детей, развития у них познавательных интересов и т. п. Для этого раз­рабатывается программа изучения   школьников,   продумываются признаки, по которым можно определить степень сформированности качеств личности, описываются критерии их оценки.

Например, в исследовании по теме "Формирование у школьников готовности к самостоятельной работе" экспериментатором была предложена структура готовности, рассмотрены уровни ее возможной сформи­рованности и разработаны критерии их оценки. Ниже в таблице приводится показатели и характеристики уровня сформированности мотивационного компонента готовности школьников к самостоятельной работе (СР).

 

Первый

компонент

Показатели

Уровни готовности

 

 

Высокий

Средний

Низкий

Мотивационный

1.Положительное отношение к СР

Уверен, что только СР определяет результат деятельности

Понимает значимость СР

Отводит незначительную роль СР

2.Потребность в самообразовании

Ярко выражено желание овладевать новыми знаниями

Потребность ситуативна

Не проявляется

3.Познавательная активность

Активный, устойчивый интерес к учению

Интерес неустойчивый, требуется импульс извне

Интерес отсутствует

 

Только после подробного описания начального уровня можно приступать ко второй стадии эксперимента –  формирующему (созидательному, преобразующему) эксперименту - непосредственной реализации раз­работанной системы мер по формированию качеств личности, повы­шению уровня воспитанности школьников, развития у них познава­тельных интересов и др.

В течение формирующего эксперимента педагог следит за изменением интересующих его параметров, может делать промежуточные срезы тех или иных характеристик и вносить коррективы в эксперимент. По ходу формирующего эксперимента педагог-исследователь фиксирует полученные результаты в дневнике эксперимента, в карте наблюдений, на магнитофонной записи, в фотографиях.

Формирующий эксперимент играет основную роль в педагогическом исследовании.

Третьей стадией практического этапа является тщательный сбор и регистрация (измерения, описание, оценки) всех показателей.

Контрольный этап эксперимента подтверждает или опровергает предположения относительно эффективности экспериментальных мер. На этом этапе сравниваются результаты, полученные на этапе констатации с результатами формирующего эксперимента. Для получения действительно достоверных результатов исследования необходимо привлечение большого числа исследуемых. Поэтому результаты нужно интерпретировать очень корректно.

Система экспериментальных мер осущест­вляется в экспериментальном классе (группе учащихся), в котором проводятся все необходимые изменения в соответствии с программой эксперимента. Очень важно, чтобы экспериментальный класс был типичным по успеваемости, наполняемости, по составу мальчиков и девочек и т.п. Полученные данные сопоставляются с результатами контрольного класса, где условия обучения и воспитания остаются прежними. Такой вид эксперимента называется параллельный. В практике может быть использован и последовательный эксперимент, когда сопоставляются данные, полученные в  одном и том же классе (группе учащихся) до и после эксперимента.

Обобщающий этап. Завершается эксперимент анализом его итогов:

- описанием результатов осуществления экспериментальных мер (конечное состояние исследуемого объекта);

- характеристикой условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;

- описанием особенностей субъектов эксперимента (характеристики на учащихся);

- данными о затратах времени, средств.

- разработкой рекомендаций в адрес практических работников.

Из сказанного ясно, что педагогический эксперимент — довольно сложная для проведения комплексный исследовательский метод.

 

Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна