Модуль 3: Методы педагогического исследования
                   
Блок самоконтроля

     
содержание
 
содержание модуля
 
следующий блок
 
предыдущий блок

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.     Раскройте суть понятия «метод научного познания».

2.     В чем отличие эмпирических методов исследования от теоретических?

3.     Как связаны между собой понятия «метод» и «методика»?

4.     Чем эмпирический уровень исследования отличается от теоретического?

5.     Перечислите теоретические методы исследования. Из­ложите суть каждого из них.

6.     Обоснуйте взаимосвязь методов: анализа и синтеза, аб­страгирования и конкретизации.

7.     Перечислите эмпирические методы исследования. Из­ложите суть каждого из них.

8.     Какие особенности интервью, анкетирования и тести­рования позволяют объединить их в метод опроса?

9.     Назовите три типа вопросов анкеты. Как они отличают­ся друг от друга?

10. Как составить библиографический список?

11. Чем просмотровое чтение отличается от изучающего?

12. Какие требования предъявляются к обзору литератур­ных источников, используемых при написании исследовательской работы?

13. Раскройте суть исследовательских подходов: системный, личностный, деятельностный.

 

Тест 3

 

1. Отнесите перечисленные методы к соответствующей группе методов исследования. Напротив каждого метода в таблице поставьте букву, соответствующую определенной группе методов: методы работы с информацией – и; методы научного познания –п; методы творческого решения проблемы исследования – т.

 

Методы исследования

 

a.     методы поиска информации

b.     наблюдение

c.      моделирование

d.     методы обработки полученной информации

e.      эксперимент

f.       метод струк­турного анализа проблемы исследования

g.     методы хранение научной информации

h.     метод образной картины

i.       метод аналогий

 

 

2. Закончите предложение

1.                целенаправленно, осмысленно восприни­мать объект в соответствии с поставленной задачей;

2.                устанавливать отношения сходства и различия - ;

3.                выделять признаки, элементы, отношения, исходя из расчленения объекта на отдельные компоненты;

4.                соединять в единое целое элементы, части предмета или его признаки, полученные в результате анализа, их соотнесения с целостным явлением или процессом - ;

5.                мысленно выделять одни признаки предмета и не принимать во внимание другие - ;

6.                всесторонне учитывать все факты, и на их основе воссоздавать  знание о предмете - ;

7.                определять общие правила, закономерности, законы, исходя из наблюдений частных факторов и явлений - ;

8.                выводить частные положения об объекте исследования из общих положений - ;

9.                выделять и объединять общие признаки предметов, явлений, делать общий вывод - ;

10.            приводить знания об объекте исследова­ния в систему по определенному признаку - ;

11.           строить теоретические модели тех про­цессов, которые в данный момент неосуществимы - ;

 

 

3. Соотнесите название методологического подхода (первый столбец) с его характеристиками (второй столбец).

 

Методологический подход

Характеристики методологического подхода

1.     Системный подход

a.     Данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутрен­них связей и отношений.

b.     В педагогическом процессе учащийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию.

2.     Личностный подход

c.      Научный анализ и практическую деятельность надо осуществлять, опираясь на принцип системности: анализировать, конструировать и совершенствовать педагогические процессы, учитывая связи между всеми элементами системы, а также ее внешние связи с обществом, его институтами.

d.     Необходимо рассматривать обучение и воспитание как сложную деятельность со структурой: цель – средства – действия - результаты. На этом основан главный педагогический закон: воспитывать значит организовать деятельность детей, стимулировать их активность.

3.     Деятельностный подход

e.      Данный подход предполагает отношение к вос­питаннику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту вос­питательного взаимодействия.

f.       Суть подхода состоит в при­знании единства психики и деятельности, единства стро­ения внутренней и внешней деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений.

 

1 – ,

2 – ,

3 – ,

 

 

 

 

 

Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна