П. Г. : - Нет, это не позиция. Позиционное самоопределение есть один из способов организации самоопределения. Причем какой? Очень специфический, который зашнуровывает вашу траекторию жизни, ваш план, вашей будущей жизни, с клубными структурами.

____: - То есть способ удержания связок и есть самоопределение?

П. Г. : - Нет! Что значит способ удержания связок?

В техническом плане, при этом, смотрите, границы того мира который в результате возникает ка тот мир в котором вы определяетесь, они должны быть проведены специально, через анализ того что с вами произошло.

То есть вы берете эту схема и рисуете ее, вот так, вот у вас внизу лежит квадратик под названием индивид-личность, вот у вас сверху управляющая структура индивидуальность, вот у вас сверху вот эти зашнуровки, четыре, а теперь вы говорите, что вот здесь ВЫ, который самоопределяется и выбирает или строит эти зашнуровки.

Я говорю да, но если мы пойдем отсюда, то границы того мира, в котором вы в результате самоопределились, нужно будет провести из еще одной метапозиции. Вот вы как бы собрали себя, произошла ваша сборка, можно про вас сказать, да, вы самоопределились и здесь возникло некоторое новое пространство, а если я двигаюсь снизу, то есть вот здесь же почему индивид-личность? Потому что сюда привязана эта мегамашина, то может быть она меня собирает.

Г. К. : - Петр Георгиевич, а представление о мегамашине МД как така практика общества это единственно возможное на ваш взгляд или нет?

П. Г. : - Оно удобное очень, удобное рабочее представление. Что значит единственное? Я ТАК ОПРЕДЕЛЯЮСЬ.

Первое - я участвую в мегамашинах. Второе - я их строю. Предлагаю в них участвовать другим. Некоторые мегамашины имеют чертеж схемы МД. Да.

____: -...

П. Г. : - Субъект - понятие логическое. А что такое психология я не знаю, никогда не видел.

Но вопрос субъектности он сложный, то есть если его ставить, то ставить поверх всего этого, субъект деятельности или МД может быть индивидуальным, может быть коллективным, то есть в этом смысле деятельность субъекта, это к субъективации не имеет отношения, она субъективна, этот субъект есть фактически результат перехода между МД и историей.

Например, если возвращаться к тому, что я говорил в конце третьей лекции, то скажем Маркс считал что субъектом истории являетс пролетариат. Какое это к людям имеет отношение очень трудно сказать. Но вопрос о субъективность исторического процесса был поставлен и определенным образом решен.

Скажем сейчас говорят, что появился такой новый субъект геоэкономики как транснациональные корпорации или транснациональные торговые дома и прочее. И они уже конкурируют, в смысле уже лет тридцать конкурируют, с такими субъектами геоэкономики, геополитики как национальные государства.

Но здесь слово субъект употребляется в ином смысле, фактически как единица. Сложность будет состоять в том, что индивидуализация и персонализация одним из своих механизмов предполагает определение того субъекта, которому может быть приписана роль активного агента по отношению к МД. Если это не произведено, то очень трудно выбрать правильную грань индивидуализации, но это усложнение, я не очень хочу пока туда ходить.

____: -...

П. Г. : - Я еще раз повторяю, индивид есть место в системах производства. Личность есть место в системах клуба.

Г. К. : - Петр георгиевич, это все построение есть результат рефлексии, такой проспективной рефлексии?

П. Г. : - Почему проспективной?

Г. К. : - Поскольку при этом вы пользуетесь представлением о мегамашинах МД.

П. Г. : - Ну, предположим, и что?

Г. К. : - И в этом смысле это есть тот инструментарий дл самоопределения от которого нужно отталкиваться.

П. Г. : - Так.

Г. К. : - Теперь я спрашиваю, вы в этой функции его предъявляете?

П. Г. : - Нет. Для меня это пока вообще проходной момент, я рассказал вам некоторую логику рассуждения в СМД подходе, вот такие различени вводятся в СД-подходе.

Этот ход должен быть замкнут на два разных плана. Один я сейчас проговорю другой, наверное буду проговаривать завтра.

Первый связан с тем, что теперь мы можем рассмотреть МД-портрет каждого из названных мною планов существования человека. Планов, в скобках модусов, форм и т. д. То есть мы можем задать себе вопрос, а за счет каких МД-функций рефлексии, понимания, мышления, коммуникации, возможновозникновение, функционирование этой формы или этого модуса раз, и состыковка двух форм друг с другом. Это одно направление.

А второе направление возможно на схлопывание и упрощение, которое сейчас и проделаю. Но я хочу схлопнуть и упростить так, чтобы оно не схлопнулось, потому что теперь можно по другому все это вывернуть. Каким образом, можно теперь взять и задать принцип рефлексивного выворачивания.

Вот у вас есть замыкающая структура индивид замыкающая структура личность, замыкающая структура индивидуальность. Теперь вы выверните все остальные через каждую из этих, личность индивидуальность внутри, ну и т. д. Принцип понятен, схематический.

Теперь эти выворачивания могут быть названы поверх та: если все вывернуть через плоскость индивидного, и личностное, и индивидуальное, то можно сказать что человек есть носитель МД. В скобках, определенной редуцированной формы МД, все зависит от того как оно там собралось.

Я могу на вопрос что такое человек ответить - каждый человек есть носитель определенно полной или редуцированно структуры МД. И я могу, поскольку мы держим в качестве ориентира формирование цели образовательной работы, я могу сказать, что первая цель педагогики сделать из человека носителя хотя бы какой-то формы МД.

Второй момент. Я могу вывернуть все через блок индивидуальности. И тогда я могу сказать следующее, что любой человек есть источник новообразований в МД. В том смысле, что он из одной машины выходит и за счет непонятных нам пока механизмов, самых разных, может быть за счет продуктивного синтеза может быть еще чего то он создает новообразования в МД.

Эти две формы друг друга не отрицают, то есть человек являетс носителем МД и он же может быть источником новообразований в ней.

И третья форма реализации данного способа МД или определенного жизненного плана.

А что значит сам? Вот он пришел в комнату и все говорят смотрите, вам что надо-то? Игру провести? Вот он может. Он может провести игру. а вот этот может провести семинар "Эврики". Вы этого хотите? Вы можете к нему обратиться от это делает. Или, например, человек приходит и говорит, дайте мне, пожалуйста, кредит. Его спрашивают, а кто за вас ручается? Он говорит: "Иванов". А ну раз Иванов, тогда конечно. И все.

Вот этот момент опосредованности самой МД в ее реализации, или некоторого ее плана, проекта, прожекта, личностной формы реализации, вовлеченность индивидуальной траектории и индивидуальной формы в личностную форму, создают особый модус существования: человек как гарант. Он умер и вместе с ним может умереть все что он делал и все понимают, что вместо него этого никто не сделает.

Поэтому все что я рассказывал до этого вы вообще можете стереть, поскольку это излишняя детализации, про все это нужно понимать но это носит во много теоретический смысл, а вот то чем я заканчиваю то есть различение носителя МД, источника нововведений в МД, гаранта осуществления МЛ или некоторого жизненного плана, есть то что может остаться и то что напрямую влияет на постановку целей образования.

Но для того чтобы у вас не было иллюзий, что это берется как бы ниоткуда оно берется не совсем ниоткуда... мне пришлось бы рассказать последний кусок про личность, индивида и т. д.

____: -...

П. Г. : - Негативные ограничения. Я их не обсуждаю дальше, потому что в общем они довольно слабые.

____: -...

П. Г. : - Знаете, как это задачки решают - из пункта А в пункт В вышел поезд. Из пункта В в пункт А навстречу ему через два часа вышел поезд. Дальше задаются другие условия и спрашивается: где они встретятся? знаете как задачка решается? Способ решения в чем состоит? Вы рисуете отрезок, а потом говорит, вот здесь встретятся. Все. Задачка решена.

Задачка решена в тот момент когда мы где-то на отрезке поставили точку. Л. С. Выготский говорит, низшие психические функции переходят в высшие психические функции. Все. Вот были низшие, стали высшие. Его психологи ловят, говорят, а вот как же они переходят? Он им говорит: "Да идите вы все куда подальше, переходят". Точку надо поставить на отрезке. Были низшие, стали высшие. Была биоидная организация, а стала человеческая, то есть вот эта, которая сверху.

Теперь вы меня спрашиваете вам зачем биоид? Чтоб точку поставить. Если вы меня спрашиваете где ставится точка, вообще-то у всех по разному; вот эта надстройка может полностью вытеснить весь низ, полностью стопроцентно, у некоторых это происходит, у некоторых нет. И для того чтобы обсуждать этот странный эффект компенсации и сверхкомпенсации нужно поставить точку.

Непонятно?

А почему вас биоид-то так волнует? Ну и бог с ним. Если вы все остальное знаете можете без этого прожить.


Далее...Назад     Оглавление     Каталог библиотеки