ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УЧЕНИИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЛЬЯСОВ ИСЛАМ ИМРАНОВИЧ

Печатается по изданию: Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В.Я. Ляудис.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- С. 35-58

Ильясов Ислам Имранович родился 27 июня 1937 г. в г. Москве. Окончил факультет английского языка Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза (1965). Окончил психологический факультет МГУ (1967).
Член Общества психологов России (1975). Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (1985-1987). Член специализированного совета по защите кандидатских диссертаций (1991), ученый секретарь специализированного совета по защите докторских диссертаций (1990) при МГУ.
Область научных интересов: педагогическая психология. Разработал обобщенную модель структуры процесса учения, описал учение как деятельность субъекта, выделил систему факторов эффективности учения и систему условий формирования общих учебных умений, изучил роль практических действий в познавательном развитии и усвоении учебного материала, сравнительное значение уяснения содержания материала и его последующей обработки в учении и др. Тема докторской диссертации: "Структура и формирование процесса учения".
Читает курсы лекций "Педагогическая психология", "Методика преподавания психологии", спецкурсы "Теории учения в отечественной и зарубежной психологии", "Диагностика и формирование общих учебных умений".
Подготовил 14 кандидатов наук.
Опубликовал более 75 научных работ.

Основные труды:

  • учебник и методическое пособие "Практикум по педагогической психологии" (соавт., 1979),
  • учебник и методическое пособие "Научная работа студентов" (соавт., 1986),
  • "Структура процесса учения" (1986),
  • "Система эвристических приемов в решении задач" (1992),
  • учебник и методическое пособие "Проектирование курса обучения по дисциплине в ВУЗе" (соавт., 1994).

Процесс учения в качестве одного из условий своего протекания имеет осуществление действий, усваиваемых в учении, т.е. в ситуации учения происходят два процесса: собственно учение и действие, усваиваемое в учении. Оба процесса взаимосвязаны, но не тождественны. Выполнение усваиваемого действия состоит в преобразовании объекта некоторой конкретной предметной области действительности (физической, математической, биологической и т.п.), а процесс усвоения данного действия в учении состоит в преобразовании самого учащегося из субъекта, не владеющего данным действием, в субъекта, овладевшего им.
          Дадим характеристику предмету и продукту деятельности учения, ее исполнительным, ориентировочным и контрольным операциям.
          Предметом этой деятельности является опыт субъекта, преобразуемый в учении по линии дополнения его новыми знаниями и умениями и переструктурирования за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта. Свой опыт учащийся изменяет опосредованно через работу с объектами и знаниями, т.е. социальный опыт и знания выступают средствами деятельности учения и изменения опыта субъекта.
          Усвоенный фрагмент социального опыта и изменение за счет этого прежнего опыта учащегося составляют продукт деятельности учения.
          Опыт учащегося как предмет и продукт деятельности учения есть знание об объектах действительности и действиях и операциях преобразования этих объектов при решении различных практических и научных задач. Как предмет и продукт деятельности учения знания субъекта об объектах деятельности характеризуются целым рядом свойств: предметной отнесенностью их содержания (о неживой и живой природе, обществе и т.п.), аспектной отнесенностью содержания (о свойствах, функциях, структуре и т.д.), логическими свойствами (чувственные или концептуальные знания, факты, законы, гипотезы, теории и т.п.), полнотой, степенью обобщенности, системности и систематичности, существенности, формой репрезентированности (в естественном языке, в искусственных и символических языках, в виде пространственных и других моделей, смешанные по форме), а также мерой их усвоенности, т.е. степенью интериоризованности и готовности к воспроизведению, развернутости и осознанности, прочностью и устойчивостью к забыванию.
          Знания о действиях, так же как и знания об объектах деятельности, могут быть знаниями различной полноты, обобщенности, систематичности и т.д. Эти же свойства характеризуют и такой компонент опыта субъекта, как умения осуществлять действия, которые, кроме того, могут обладать разной ступенью осуществления.
          Исполнительными учебными действиями, посредством которых собственно и осуществляется преобразование внешне заданных знаний и действий в усвоенные учащимися знания и действия, являются:
          а) действия уяснения содержания учебного материала; б) действия обработки учебного материала.
          Действия уяснения содержания учебного материала. Виды действий уяснения содержания знаний и умений в учении выделяются в зависимости от наличия или отсутствия прямого сообщения научных знаний преподавателем в обучении. На этом основании выделяются соответственно такие виды уяснения, как:
          1) уяснение содержания знаний и действий при наличии сообщения их содержания преподавателем;
          2) уяснение содержания конкретных знаний и действий путем выведения их из общих знаний, которые получены от преподавателя;
          3) уяснение содержания любых знаний и действий путем самостоятельного поиска при наличии косвенной помощи со стороны преподавателя.
          Состав действий уяснения содержания материала каждого вида включает:
          а1. Действия уяснения содержания учебного материала из письменных сообщений:
          - восприятие (чтение) и декодирование исходного содержания сообщения (текста). Операции: восприятие знаковой формы элементов текста, актуализация значения языковых единиц, восстановление содержания высказываний;
          - переработка и собственно уяснение содержания сообщения (текста):
          выделение тематического состава сообщения (текста) на разных уровнях;
          выделение основных положений сообщения (текста) в отношении фактов, теорий, оценок и критики, представленных в нем;
          отнесение тем сообщения (текста) к логическим видам содержания (факты, теории, оценка, критика);
          конспектирование (фиксация выделенного и уясненного содержания);
          фиксация систематизированной тематической структуры сообщения (текста), плана распределения содержания в сообщении (тексте); описательное тезисное изложение основных положений сообщения (текста) по темам всех уровней и видов содержания.
          а2. Действия самостоятельного выведения содержания конкретного материала из общих положений (операции: конкретизация, подведение под понятие, выведение следствий, доказательство и др.).
          а3. Действия самостоятельного построения конкретных и общих знаний при наличии управления поиском со стороны преподавателя:
          - анализ задачи и ее условий,
          - поиск принципа решения задачи,
          - проверка найденного решения задачи.
          Действия отработки учебного материала. Виды действий отработки знаний и умений выделяются по основаниям произвольности или непроизвольности отработки, наличию или отсутствию поэтапности интериоризации, характеру действий, в ходе которых происходит отработка в действиях порождения знаний или в действиях их применения.
          Основными видами отработки, которые выделяются по этим основаниям, являются:
          1) отработка путем заучивания (произвольная отработка в действиях повторного порождения без поэтапности интериоризации);
          2) отработка в упражнениях (непроизвольная отработка в действиях применения знаний без поэтапности интериоризации);
          3) поэтапная отработка (непроизвольная, в действиях применения с поэтапностью интериоризации).
          Осуществление исполнительных действий учения сопровождается контрольными действиями учения, в состав которых входят:
          а) контроль уяснения содержания учебного материала:
          - контроль уяснения содержания учебного материала из сообщения;
          - контроль уяснения содержания учебного материала при дедуктивном выведении материала;
          - контроль уяснения содержания учебного материала при самостоятельном косвенно управляемом построении знаний и действий;
          б) контроль отработки учебного материала:
          - контроль произвольной отработки материала (заучивания);
          - контроль непроизвольной отработки учебного материала в упражнениях;
          - контроль поэтапной отработки материала.