НАСЛЕДОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
ДУБИНИН Н. П.

В статье известного генетика ученика и последователя Н.И. Вавилова, директора Института общей генетики АН СССР Н. П. Дубинина даются квалифицированные ответы на вопросы о существовании наследственных программ развития способностей человека и наличии на период публикации статьи генетических доказательств биологического наследования высших психических функций.

Печатается по изданию: ж-л "Коммунист". 1980 г. № 11. С. 62-74.



Институт цитологии и генетики СО РАН был организован в числе первых 10 институтов в 1957 г. Директором-организатором Института до осени 1959 г. был академик Н.П. Дубинин, который определил основные направления и пригласил первых заведующих лабораториями.

Для понимания проблемы человека весьма важен; тот факт, что если ребенок после рождения лишается участия в общественно-практической деятельности, то он не обретает ни сознания, ни речи.
          Имеются сведения о нескольких сотнях таких случаев. Некоторые из них хорошо документированы. Это касается случая с Каспаром Хаузером в Германии (1828 г.), замурованным по неизвестным причинам ребенком в погребе, где он провел шестнадцать лет; двух девочек - Амалы и Камалы, найденных в Индии в 1920 году в логове волков; девочки Анны, обнаруженной на пенсильванской ферме в 1938 г., совершенно неразвитой в социальном отношении. В XVI столетии, чтобы выяснить, способны ли дети без общения с людьми приобрести речь, император Индии Акбар изолировал группу детей после рождения. Он убедился, что, будучи нормальными при рождении и хорошо телесно развиваясь, эти дети сами по себе не приобрели сознания.
          Замечательные работы И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова и их коллег, посвященные воспитанию детей, слепоглухих от рождения, установили, что возникновение полноценной психики возможно лишь в общении с людьми, а предоставленные самим себе такие дети не поднимаются выше уровня животного существования. Особое воспитание с применением метода совместно-разделенной деятельности, вовлекающей их в общение с людьми и в общественно-историческую практику, формирует в них сознание, речь, творчество (Э. Ильенков). Эти факты отчетливо показали, что человек только после рождения приобретает свойства надбиологического. При генетической запрограммированности всех присущих ему биологических особенностей, в том числе нормального мозга, психика человека не заложена в генах.


          В истории происхождения человека разумного труд стал источником целого комплекса постепенно развивающихся социальных институтов в виде семьи, рода, элементов науки, религии, этических норм, эстетики и т.д. На этой основе развивалось и сознание. Посредством специфических форм отражения все социальное - истинно человеческое - передавалось от поколения к поколению не через гены, а путем восприятия каждым поколением всего накопленного до того богатства духовной и материальной культуры. Эта своего рода эстафета надбиологического в человеке получила название социального наследования.
          Восприятие культуры путем обучения и воспитания в каждом поколении - очевидный факт. Он был хорошо понят и еще в прошлом столетии обсуждался такими известными учеными, как Э. Тейлор (1871), Л. Морган (1877), И. Мечников (1889). В последнее время, роль культурной наследственности обсуждали Л. Уайт, В. Чайлд, Дж. Стюард, М. Салинс, Э. Сервис, Д. Шимкин и др. Однако необходимо заметить, что учение о социальном наследовании и о социальных программах принципиально отличается от ранее предложенных представлений. Главное в нем то, что социальное не просто сопровождало историю человека в виде культурной традиции, а формировало человеческую сущность. Для современного человека социальная программа - это не внешнее воздействие среды, а внутреннее условие становления его личности. Человек не получает от рождения готовой социальной программы, она создается в нем общественной практикой в ходе его индивидуального развития. Вне социальной программы невозможны сами сущностные силы человека. Обусловленность сущностных сил человека социальной программой возникла исторически, при выделении его из животного мира и включении в процессы материального производства и общественного развития.
          <.. .>
          Важнейшим элементом биологии человека, созданной в ходе гармонизирующей эволюции, является высокая организованность мозга. Его существеннейшая, черта -неспециализированность. Она обеспечивает развитие мозга как морфо-функциональной системы в течение всей жизни человека, так что даже по объему пять шестых мозга дорастает и структурируется после рождения. То идеальное (то есть социальное) содержание, которое наполняет психику в ходе становления личности, не записано в генетической программе человека. Мозг обладает безграничными возможностями для восприятия разносторонней социальной программы, обеспечивает универсальную готовность новорожденного подключиться к общественной форме движения материи. Реализовать должным образом этот колоссальной значимости потенциал - задача воспитания.
          Отсутствие жесткого генетического программирования создает для функционирования мозга исходную неопределенность, но вместе с тем открывает и огромные возможности перед индивидуальным развитием, обеспечивает пластичность, лабильность в условиях изменчивой социальной среды. В этом - необходимые предпосылки формирования социальной программы индивидуума. Входя в жизнь, он вступает в сферу, в которой кристаллизован опыт человечества, в мир, наполненный общественным сознанием, очеловеченными явлениями и предметами. И все это включает каждого ребенка в систему многообразных общественных отношений, сложившихся до него и направляющих его становление и дальнейшее поведение соответствующим образом. Разумеется, масса факторов, в том числе и особенностей индивидуального характера (не только социальных, но и биологических), вносит своеобразие в этот процесс. Никаких генов для духовного содержания человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности людей. Понимание этого открывает громадные перспективы для педагогики и для формирования нового человека. Многое остается здесь еще не использованным, это касается, в частности, развития личности в раннем возрасте (до двух лет).
          Учение о социальной сущности человека не сбрасывает со счетов реальность биологического разнообразие вида Homo Sapiens, что проявляется в фенотипе людей, этнических групп и рас. Однако эти различия не затрагивают типологических черт человека, свойственных всем физиологически нормальным людям. Человеческое в человеке задается историей, социальной культурой. Все нормальные люди способны практически к неограниченному духовному развитию. Предпосылками для этого служат универсальность возможностей мозга и биологии тела человека.

          К моменту рождения человека мозг почти заканчивает основное созревание в отношении как рельефа борозд и извилин, так и цитомиелоархитектоники, коры. Но в течение всей жизни мыслящего существа идут процессы развития нейронов. После рождения ребенка, в постнатальный период происходят крупнейшие изменения структуры и объема мозга. Следующие цифры дают любопытную картину среднего веса мозга: если у новорожденного вес головного мозга составляет 340 граммов, то через 6 месяцев он равен 750, через год - 970, через два - 1150, через девять лет - 1300, через двадцать - 1400 граммам.
          Можно привести много доказательств тому, что достройка мозга как морфо-физиологической системы осуществляется под контролем факторов социальной программы. Речь у ребенка не появляется, если он не включен в общение и не слышит слов окружающих людей.
          При формировании речи ребенок вначале просто повторяет слова, звуки, обращенные к отдельным предметам, вовлекаемым в его предметную деятельность. Затем, вслед за привыканием к звукам, слова начинают зрительно связывать его с предметом. После этого начинается период внутренней речи, когда ребенок дает себе инструкции и затем выражает их. Таким путем, через опосредованно предметного мира речью, то есть через социальное, при соответствующем развитии биологического, возникает возможность сознательного действия.
          Так, используя биологические механизмы, социальное ведет к формированию функциональных новообразований в самом биологическом.


          Концепция социального наследования показала необходимость пересмотра ряда ходячих представлений. Среди них в первую очередь - о "генетике" высших психических функций (другими словами, о "генетике" собственно духовного мира человека). Если обратиться к такой черте человека, как интеллект, то некоторые считают, что, поскольку структура мозга так же изменчива, как и всякая другая, то аналогично умные и глупые люди должны по генам различаться между собой, как они отличаются друг от друга формой носа, цветом глаз и т.д.
          Да, телесные различия людей обусловлены мутациями генов. Это доказано и не вызывает сомнений. Было сделано немало попыток доказать, что и вариации интеллекта имеют под собой генетическую обусловленность. Это удалось лишь для случаев некомпенсируемых поражений мозга. Множество психических заболеваний стало предметом изучения клинической генетики, ибо в этих случаях при порче генетической программы, действительно, нарушается структура мозга.
          Однако, когда мы обращаемся к вариациям интеллекта в пределах нормы мозга, картина резко меняется. Попытки, длящиеся в течение всего текущего столетия, доказать, что различия нормальных людей по интеллекту зависят от "генов интеллектуальности", ничего не дали.

          Особую популярность среди таких попыток получило изучение "генетики интеллекта" с помощью психологических тестов. Среди последних особенно известны так называемые коэффициенты интеллектуальности "Ай-кью" (IQ), с помощью которых за рубежом стали оценивать эрудицию, способность к аналогиям, память, словарный запас и т.д.
          Но эти коэффициенты мало что дают для оценки интеллекта в целом, не говоря уже о том, что допускают субъективное истолкование, не учитывают характера среды, влиявшей на развитие ребенка. Неудивительно, что, согласно таким тестам, у детей малоимущих классов величина ("Ай-кью") оказалась ниже, чем у отпрысков обеспеченных семей; то же самое и у американских негров по сравнению с белыми.


          Распространенное мнение, что уровень интеллекта передается от родителей к детям, находится за пределами научных доказательств. Другое дело, когда речь идет о наследственных патологиях, при которых нарушения мозга ведут к нарушению его функций.
          Вопрос о генетических изменениях, вызывающих умственную неполноценность, в настоящее время приобрел социальное значение. Это касается так называемого генетического груза, то есть тех новорожденных, которые появляются на свет с физическими или умственными дефектами. <...>
          <...> По данным Всемирной организации здравоохранения при ООН, умственная отсталость (олигофрения) является крупной проблемой. В мире 3 процента детей рождается умственно неполноценными. До 10 процентов детей страдает пограничными формами интеллектуальной недостаточности. Эта проблема касается всех стран.
          Проявление поражений генетической программы в виде олигофрении показывает, что для полноценного функционирования мозга необходимы нормальные нейродинамические процессы. Только при этих условий типологические особенности человеческого мозга выступают в виде универсальной возможности для реализации исторически обусловленных социальных программ.
          При рождении люди биологически неодинаковы - это вполне понятно. Однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа.