РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
МАХМУТОВ М.И.

Печатается по изданию: Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - С. 288-291

МАХМУТОВ Мирза Исмаилович (р. 1.5.1926, с. Алтар Лямбирского р-на Мордовии)
Педагог и лексикограф, акад. РАО (1993; д. ч. АПН СССР с 1978 г.), д-р педагогических наук (1973), проф. (1978). В 1955 г. окончил Военный ин-т иностранных языков. Преподавал в Казанском ун-те (1956-58 гг.). В 1958-76 гг. - министр просвещения Тат.АССР. В 1976-91 гг. директор НИИ профтехпедагогики АПН. С 1992 г. - ректор татарско-американского колледжа в Казани. Исследовал вопросы проблемного обучения, его роль в развитии творческих способностей учащихся. Автор трудов по дидактике, теории и практике образования: "Проблемное обучение" (1975), "Современный урок: вопросы теории" (1981); составил школьный руссско-татарский словарь (19752).

Сочинения:

  • Араб.-тат. - рус словарь заимствований, Казань, 1965 (соавт.);
  • Н.К. Крупская и становление татарской советской школы, Казань, 1970;
  • Современный урок и пути его организации, М., 1975;
  • Толковый словарь рус. языка. Пособие для учащихся национальных школ, Л., 1981 (соред., соавт.);
  • Современный урок, М , 19852.

Мировоззрение в широком плане - это система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. В плане индивидуального сознания оно рассматривается и как определенная личностная субъективная установка, регулирующая познавательную и практическую деятельность человека. Мировоззрение определяется и как высший синтез знаний, практического опыта и идейно-эмоциональных оценок (Педагогическая энциклопедия. Т. I-IV. М., "Советская энциклопедия", 1965-1968, Т. II, стр. 835-836).
          Основным условием формирования правильного мировоззрения является усвоение системы понятий марксистско-ленинской философии, системы научных понятий. Понятие не возникает само собой, оно образуется как обобщение наиболее существенных признаков и свойств единичных предметов и явлений. Но процесс усвоения в условиях школьного обучения протекает по-разному, т.е. различными способами.
          Влияют ли механически заученные знания на формирование мировоззрения школьника? Безусловно, влияют. Ученик верит содержанию знаний, понятий, он верит "на слово" учителю, автору книги. Но при первой же полемике эти "убеждения" могут быть разрушены, так как ученик в этом случае чаще всего не может доказать их истинность. Доказательству его не научили. Глубокие, устойчивые знания могут вырабатываться только на основе обобщения усвоенных знаний в теоретическом, мировоззренческом плане, выделения в каждом предмете "важнейших общих понятий, законов, теорий, подводящих учащихся к марксистско-ленинскому пониманию закономерностей диалектического развития природы и общественной жизни" (там же, стр. 837-838).
          Но в этом случае сущность усваиваемых понятий должна быть вскрыта учителем путем объяснения. Как влияет такое усвоение знаний на формирование мировоззрения школьников? Объяснительно-иллюстративное обучение обеспечивает осознанное усвоение многих понятий, предотвращает их механическое заучивание и является важным средством формирования убеждений. Однако оно имеет тот недостаток, что учащиеся получают от учителя готовые выводы науки и готовые способы доказательства, а сам процесс становления понятий остается нераскрытым, неусвоенным.
          Формирование мировоззрения - это в первую очередь формирование интеллектуально активной личности. "...Личность, - писал Ф. Энгельс, - характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает..." (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 29, стр. 492).
          Поэтому для нас существенно не только то, что ученик усваивает знания, но и то, как он их усваивает.
          Э.И. Моносзон правомерно подчеркивает, что "формирование научного мировоззрения возможно лишь тогда (курсив наш. - М.М.), когда знания об объективном мире усваиваются сознательно, т.е. когда учащиеся понимают сущность изучаемых явлений, закономерности их развития, причинно-следственные связи, умеют творчески применять полученные знания к решению вновь возникающих перед ними учебных и практических задач" (Педагогическая энциклопедия. Т. I-IV. М., "Советская энциклопедия", 1965-1968, Т. II, стр. 838).
          Каков же путь сознательного усвоения системы понятий? Наиболее эффективный - деятельность по самостоятельному раскрытию сущности отдельных понятий, нахождению и применению способов доказательства и опровержения. И правильно указывает тот же автор на необходимость постановки перед учащимися вопросов, требующих творческого поиска ответов, выбора правильного способа решения, стимулирующих самостоятельность в оценке изучаемых фактов и явлений, и подчеркивает необходимость применения исследовательского принципа в обучении.
          Но систематическое применение исследовательского принципа и постановка проблемных вопросов и задач учителем меняет схему процесса обучения. Осуществляя деятельность по самостоятельному решению проблем, учащиеся усваивают процесс становления понятия, усваивают способ интеллектуального действия, раскрывающего сущность изучаемого понятия". Они осуществляют доказательство истинности понятия, а это связано с активной мыслительной деятельностью. "…"
          Следовательно, первое важнейшее условие эффективного формирования мировоззрения - это активная интеллектуальная, мыслительная деятельность учащегося по усвоению системы понятий, т.е. проблемное учение.
          При этом надо помнить и о втором условии. "…" Содержание мировоззрения-это не просто совокупность понятий и представлений, это система убеждений. А убеждения - это не только знания, но и чувства, эмоции, а точнее - это единство знаний и особого отношения к ним, как бесспорному отражению действительности. Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием. Человек не просто знает что-то, а переживает истинность, убедительность этих знаний. Убеждения мы понимаем как твердый взгляд на что-либо, основанный на мнениях, которые в сознании человека связаны с глубоким и искренним признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности. Убеждения являются побуждением к определенному поведению и служат основой формирования социальной, нравственной и познавательной потребностей, а также критерием собственного отношения к окружающей действительности.
          Формирование мировоззрения у школьников как системы идеологических убеждений невозможно без единства интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно-практического факторов в учебно-воспитательном процессе (Педагогическая энциклопедия. Т. I-IV. М., "Советская энциклопедия", 1965-1968, Т. II, стр. 337-338).
          И именно в проблемном обучении сильнее, чем в традиционном, проявляются эмоциональные процессы, интеллектуальные чувства, кульминационные точки которых приходятся на поиск и "открытие" новых способов решения и на нахождение искомого результата решения (См.: Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., "Педагогика", 1970).
          Кроме того, развитие потребностей связано с уровнем развития социальных и нравственных мотивов, которые, в свою очередь, могут развиваться только при условии широкого соприкосновения учащихся с жизнью, с жизненными ситуациями, при условии активной общественной деятельности школьников и их посильного участия в решении общественно значимых производственных, морально-этических и эстетических проблем.
          "…"
          Следовательно, второе важнейшее условие эффективного формирования мировоззрения - это превращение в убеждения. Оба условия успешного формирования мировоззрения в учебно-воспитательном процессе реализуются как сочетание интеллектуального и эмоционально-эстетического, как двуединый процесс деятельности целостного субъекта и становления целостной, всесторонне развитой человеческой личности.
          Интересно отметить, что в последнее десятилетие элементы проблемного обучения успешно применяются во французской школьной практике, причем широкое использование соответствующих "активных методов" особенно характерно для французской военной педагогики (создание проблемных ситуаций путем соответствующей постановки проблем, самостоятельное решение проблем обучаемыми "в сотрудничестве" с преподавателем, групповые дискуссии и т.д.). Французские военные педагоги считают соответствующие методы не только средством активизации процесса обучения, но и главным образом средством формирования личности и идеологической обработки военнослужащих в нужном для командования французской армии направлении (См.: Герн Ю.А. "Активный метод" и его место во французской военной педагогике. В кн.: "Иностранные языки. Сборник статей, №10", изд. Военного института иностранных языков. М., 1974)
          "…"