ГАНЬЕ (Gagne) Роберт Милс

ГАНЬЕ (Gagne) Роберт Милс (21.8.1916, Норт-Андовер, шт. Массачусетс, - 28.4.2002, Сигнал-Маунтайн, шт. Теннеси) - американский психолог. Окончил Йельский университет (1937). Возглавлял лабораторию перцептивных и моторных навыков при ВВС США (1949-53), директор Центра по исследованию личности и обучения (1953-58), Американского института исследований (шт. Пенсильвания) (1962-66). Профессор Принстонского университета (1958-62), Университета Беркли (шт. Калифорния) (1966-69), Университета шт. Флорида (1969-85).
          Для Ганье характерна эволюция от необихевиоризма к идеям информационного подхода. В основе предложенной им теории обучения лежит представление об иерархическом строении моторных и мыслительных навыков. Чтобы овладеть сложным навыком (мыслительным или моторным), учащийся должен уметь выполнить все составляющие его элементарные навыки. Организация процесса обучения предполагает знание преподавателем структуры осваиваемого навыка и учета уровня знаний и умений учащихся. Ганье выделяет 3 составляющие процесса обучения: явления обучения, условия обучения. Продукты обучения. Условия обучения подразделяются на внешние - организация процесса обучения, структура изучаемого материала и т.д., и внутренние - наличие у учащихся необходимых понятий и навыков для успешного осуществления обучения. Продукты обучения - это основные виды поведения, усваиваемые в ходе обучения. Ганье выделяет несколько видов обучения, различающихся по сложности, - от образования условных рефлексов до сложных форм усвоения понятий, правил, решения задач.
          Под руководством Ганье были проведены исследования по проблеме индивидуальных различий учащихся, понимаемых как различия в структуре интеллектуальных навыков. Работы Ганье оказали значительное влияние на развитие когнитивного подхода в педагогической психологии. Ганье выполнен также ряд исследований в области инженерной психологии.
          Сочинения: The conditions of learning. 4th ed. - N.Y. - L., 1985; Essentials of learning for instruction. - Hillsdale, 1974; Principles of instructional design. - N.Y., 1974 (соавт).