Бодалев Алексей Александрович

БОДАЛЕВ Алексей Александрович (р. 1923) - доктор психологических наук (1966). Профессор (1968). Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии (1992). Декан, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии (1979-1986). Действительный член АПН СССР (1978), действительный член РАО (1993), член Международной академии психологических наук (1993), член Международной академии акмеологических наук (1993), член Международной академии педагогических наук (1994). Член Международной ассоциации научной психологии и член ее ассамблеи (1976-1988).
          Область научных интересов: общая, педагогическая и социальная психология. Тема кандидатской диссертации: "Формирование требовательности к себе у старшего школьника". Тема докторской диссертации: "Восприятие и понимание человека человеком". В докторской диссертации и последующих работах впервые в отечественной психологической науке последовательно была освещена феноменология познания человека человеком - процессы восприятия, памяти, воображения, мышления, актуализирующиеся у людей, когда они взаимодействуют друг с другом.
          В работах были прослежены взаимосвязи между основными характеристиками этих процессов, особенностями мотивационно-потребностной сферы у лиц, участвующих в общении, а также их поведением. Были раскрыты различия в названных процессах, в проявлениях ценностно-ориентационной сферы и в особенностях поведения при межличностном взаимодействии, зависящие от возраста, пола и профессии участников общения. Также впервые в отечественной психологии систематическому изучению были подвергнуты закономерности и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке. Впервые в отечественном человекознании развернуто был раскрыт предмет акмеологии - науки, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и исследующей развитие человека как индивида, личности и как субъекта деятельности на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

  • Публикации: