ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович

ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович (р. 1.5.1927, Сталино, ныне Донецк, Украина), педагог-новатор, засл. учитель УССР (1987), нар. учитель СССР (1990). Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Сталинский пед. институт (1953). На пед. работе в школе с 1951. С 1956 вёл эксперим. работу с учащимися, в т. ч. как науч. сотрудник НИИ педагогики УССР (с 1973) и АПН СССР (с 1985). С 1992 доцент Института последипломного образования в Донецке.
          Разработал для ср. и старшей ступеней общеобразоват. школы (с 1984- 11-летней) ориг. систему интенсивного обучения. В ней используются авторские уч. пособия, представляющие программный материал гл. обр. в вербально-графич. формах (упрощающих процесс изложения - восприятия) и ориентированные на развитие творческого мышления школьников (принцип открытых перспектив), а также разнообразные нестандартные формы объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке (принцип систематич. обратной связи), позволяющие отказаться от ученич. дневников и классных журналов. Вместо традиц. домашних заданий учащиеся получают обширные "предложения", объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются ориг. формы взаимопроверки учащихся, в т. ч. в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления. Традиц. экзамены заменены работами по "листам группового контроля" и т. н. релейными, выявляющими результат самостоят, деятельности над всеми видами заданий. Устранению дидактич. противоречий способствует принцип бесконфликтности уч. ситуации, т. е. создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий. Широко используются игровые формы уч. занятий. Мн. находки Ш. используются педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.
          Система Ш. позволила проходить полный курс общего ср. образования за 9 лет, при общей нагрузке не более 30 уч. ч в неделю. Она планируется так, что учащиеся сохраняют 2 свободных дня (в школе Ш. - четверг и воскресенье). Уроки физич. воспитания проводятся ежедневно.
          Соч.:
          Куда и как исчезли тройки, М., 1979; Пед. проза, М., 1980;
          Точка опоры, М., 1987;
          Оптимистич. педагогика, М., 1988;
          За чертой привычного, Донецк, 1988;
          Эксперимент продолжается, М., 1989;
          Организац. основы эксперим. исследований, М., 1990;
          Психол. контакты, М., 1992; Изгнание тройки, М., 1994.