ФРЕЙД ЗИГМУНД

ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856-1939), австрийский психолог, создатель психоанализа. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, которые будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движения, восприятий, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего - сексуальными (либидо). В работах "Исследования истории" (1895, совместно с доктором И.Брейнером) и "Толкование сновидений" (1900), выдвинул основные положения психоанализа или концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их осознания дает положительный врачебный эффект. В психической жизни Ф. выделял три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный. Бессознательное является источником инстинктивного заряда мотиваци-онной энергии. Предсознательное содержит психические акты и явления, которые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема применялись к объяснению клинических фактов, затем она была перенесена на некоторые обычные проявления психической жизни - обмолвки, шутки, описки, провалы памяти и др. ("Психопатология обыденной жизни", 1901). Во всех случаях предполагалось, что либидо прорывается сквозь "цензуру" сознания и ищет различные обходные пути, разряжаясь в формах, являющихся внешне нейтральными и случайными, однако имеющими для личности смысл значимого символа и симптома. Считалось, что в период развития организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная, анальная, фалическая). Задача усматривалась в выявлении этих фаз, с тем чтобы найти источник сексуальных нарушений, вызывающих у личности невроз в поздний период ее жизни. Особое место отводилось "Эдипову комплексу". Продолжая практику психотерапевта, Ф. обратился от исследования индивидуального поведения к истории человеческой культуры, полагая, что и в ней (мифах, памятниках литературы и искусства) воплощены сексуальные комплексы ("Тотем и табу", 1913; "Психология масс и анализ человеческого Я", 1921). В структуре личности Ф. выделял три взаимодействующих компонента: Оно, Я и Сверх-Я, выступая против теорий, отождествлявших личность с ее сознанием и самосознанием или с ее психофизиологическими особенностями. В поздний период творчества Ф. сосредоточился на социально-культурных проблемах ("Будущее одной иллюзии", 1927; "Цивилизация и недовольные ею", 1929; "Моисей и монотеизм", 1939).