РОДЖЭРС КАРЛ РЭНСОН

РОДЖЕРС (Rogers) Карл Рэнсон (1902-1987) - американский психолог и педагог.
          Учился в Висконсинском университете, готовился к карьере священника в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. В семинарии заинтересовался психологией и поступил в педагогический колледж Колумбийского университета. В 1928 г. получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 г. - степень доктора.
          Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге "Клиническая работа с проблемными детьми" (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Позднее интересы ученого переместились на психотерапию и разработку подхода, известного как "недирективное консультирование" и описанного в вызвавшей полемику работе "Консультирование и психотерапия" (Counseling and Psychotherapy, 1942). Роджерс утверждал, что "клиент" (он использовал это слово вместо слова "пациент") знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника - "отражение чувств": каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы.
          Роджерс пришел к выводу, обсуждаемому в работе "Центрированная на клиенте терапия" (Client-Centered Therapy, 1952), что установки консультанта имеют большее значение, чем его техника. Условия, необходимые для "психотерапевтического изменения личности", создаются, если консультант способен продемонстрировать три существенных качества: "конгруэнтность", т.е. подлинность, реальность, свободу от фасада; "эмпатию", т.е. понимание мира, как его видит клиент, и возможность донести это понимание до клиента; и "безусловное позитивное отношение", т.е. признание личности клиента и уважение к нему, независимо от его проблем или степени антисоциальности.
          Книги Роджерса "Психотерапия и личностное изменение" (Psychotherapy and Personality Change, 1954) и "Терапевтические отношения с больными шизофренией" (Therapeutic Relationship with Schizophrenics, 1967) представляют собой исследования терапевтического процесса. Хотя достижения Роджерса приветствовались коллегами, только после публикации его избранных эссе в книге "Взгляд на психотерапию. Становление человека" (On becoming a person, 1961; рус. перевод 1994) труды ученого привлекли внимание широкого круга читателей-неспециалистов.
          В 1960-е гг. Роджерс стал лидером движения, получившего название "групп встреч" (групповой психотерапии), заинтересовался движением молодежи конца 1960-х и начала 1970-х гг. за альтернативные жизненные стили.
          Среди основных работ этого периода - "Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование" (Freedom to Learn: A View of What Education Might Become, 1969); "O группах встреч" (On Encounter Groups, 1970); и "Стать партнерами: брак и его альтернативы" (Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives, 1973).