РАЗУМОВСКИЙ Василий Григорьевич

РАЗУМОВСКИЙ Василий Григорьевич (р. 1.2.1930, Вятка), методист-физик, д-р пед. наук (1973), проф. (1976), акад. РАО (1993; акад. АПН СССР с 1982). Окончил Кировский пед. институт (1952), учитель физики в ср. школе в Кировской обл. (1952-65). С 1961 в АПН; в 1972-81 зав. лабораторией обучения физике НИИ СИМО. Академик-секретарь отделения дидактики и частных методик (1981-89) и вице-президент (1989-91) АПН СССР. Гл. ред. журн. "Физика в школе" (1966-92). Труды по методике преподавания физики, дидактике, сравнительной педагогике. Разработал методику организации творческой деятельности гл. обр. на задачах по физике. В кн. "Творческие задачи по физике в средней школе" (1966), "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике" (1975) предложил циклич. модель уч. познания как последовательность мыслит, операций преобразования информации учеником: факты - модель явления - теоретич. предвидение - эксперимент. Соответственно этапам уч. познания разработал систему "исследовательских" и "конструкторских" задач, стимулирующих школьника к интуиции, догадке, выдвижению гипотезы, субъективно новым открытиям и изобретениям. Р. - нац. координатор в междунар. исследованиях (1989-91) по сравнению качества знаний школьников 20 стран. Автор трудов по сравнит, истории содержания шк. образования.
          Соч.:
          Развитие техн. творчества учащихся, М., 1961;
          Физика в ср. школе США, М., 1973;
          Методика обучения физике в школах СССР и ГДР, М.-Берлин, 1978;
          Совр. урок физики в ср. школе, М., 1983;
          Основы методики преподавания физики в ср. школе, М., 1984;
          Физика и астрономия. Учебник для 7-9 кл. ср. школы, М., 1996.
          Лит.:
          Бугаев А. И., Методика преподавания физики в ср. школе (теоретич. основы), М., 1981;
          Борисенков В. П., Больше разных школ, учебников, концепций..., СП, 1990, №2;
          Помелов В. Б., Педагоги и психологи Вятского края, Киров, 1993;
          Lароinte A., Askew J., Меad N., Learning Science, The International Assessment of Educational Progress, ETS, Princeton, 1992.

В. Б. Помелов.