ВВЕДЕНИЕ

Около десяти лет назад на факультете психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова был задуман курс под названием "Метод наблюдения и беседы в психологии". Идея его состояла в том, что наряду с точными процедурами эксперимента и измерения важную роль в психологическом исследовании играют непосредственное наблюдение, подсознательная интерпретация поведения, установление эмоциональных связей, общение - словом, все то, что определяет и характеризует взаимоотношения двух субъектов сознания, двух личностей.
          По мере обдумывания этой темы создавался практикум, рождались приемы проведения занятий, возникало понимание (часто ощущение) реальности, с которой нам хотелось иметь дело. Речь идет не о наблюдении и беседе в узком смысле слова как операционализированных методах психологии, а о нашей способности видеть и понимать. Эта способность относится к целостным свойствам сознания человека, связана с его личностью, а не является частным периферийным навыком. Исходя из этого, мы обратились к проблеме личности психолога, к проблеме психологического профессионального сознания и необходимых изменений в нем. По существу мы сталкиваемся на практике с проблемой сознания - ведь в момент видения, контакта, помощи человек и демонстрирует акт сознания, акт прояснения, просветления, духовной ясности и трезвости. В противном случае происходит явление иного порядка - замутнения, связанности, зависимости, подчинения, несвободы, замкнутости, вмененности и т.п.
          Помочь ощутить эту реальность, по крайней мере, сделать так, чтобы студенты задумались над этой проблемой - такую задачу мы поставили перед создаваемым курсом.
          Надо признать, что к сознанию как живому феномену психология часто не обращена. А изучаемые и выделяемые ею психические деятельности человека, например, такие, как рефлексия, могут формироваться изолированно, не преобразуя человеческую сущность, не касаясь его личности. С практической точки зрения это означает, что, занимаясь психологическим образованием, в основном смещают внимание человека с объекта (что является нормальным состоянием сознания) на субъект, на процесс, который субъект осуществляет. При этом изменяется психическое состояние человека, изменяется его деятельность.
          Если цели остаются нечеткими, то вместо углубленного видения себя, вместо хода к внутреннему созерцанию получается, казалось бы, парадоксальная утрата Я, расщепленность сознания. Остается и такой серьезный вопрос: какой опыт должны получать студенты в их возрасте и как с этим связано наше психологическое обучение? Неготовность студентов к пониманию ряда психологических вопросов носит естественный характер.
          Принципы и приемы проведения занятий
          Как же проводить занятия, имея в виду поставленные задачи?
          Один из важных принципов действующей программы состоит в том, что, удерживая постоянной цель, мы все время меняем конкретные приемы и материал, на котором работаем. В качестве материала используются видеофильмы и аудиозаписи консультационной и групповой психологической работы самых разных направлений: это могут быть телевизионные интервью и встречи, фильмы о помощи людям, документальный материал - хроника событий, художественные фильмы.
          Рассмотрим некоторые принципы проведения занятий с просмотром художественного фильма. Просмотр кинофильма дает богатый материал для наблюдения, при этом на занятиях анализируется и организуется сам процесс восприятия фильма. Следующий принцип - использовать кинофильм по его прямому назначению (художественное воздействие на зрителя), а не для узких "целей" психологического практикума; иначе говоря, дать фильму целостно воздействовать на человека. Не ставится таких задач наблюдения, которые бы "убивали" художественное и эмоциональное воздействие кинофильма. Наоборот, можно организовать процесс наблюдения так, что восприимчивость только усилится, и, не теряя целостности, восприятие сделается более осмысленным. Как это сделать? Опишем некоторые из используемых приемов.
          Пусть нашу работу организует такой вопрос: как фильм трансформирует сознание, как обучает активному восприятию? Тогда во время дискуссии предложите, например, вспомнить последовательность кадров в определенном эпизоде, а потом специально просмотрите этот фрагмент фильма. Обнаружатся интересные "ошибки": тут и перестановки местами последовательности, и пропуски, и абсолютно "личные" воспоминания, и фрагменты из другого куска картины. В такой ситуации можно показать, что это не ошибки в буквальном смысле слова: так фильм подключает наше сознание к его восприятию. Далее можно продемонстрировать, что некоторые эпизоды практически невозможно отследить, мы стабильно отвлекаемся - это специально затрудненные эпизоды, активизирующие наше восприятие. В кинофильме могут использоваться такие приемы, как временные затяжки, монотонность изображения, нарушение физических законов пространства и времени, большое количество деталей и фигур в кадре, нечеткость изображений, привлечение внимания музыкой, другими фигурами, изменением ракурса, укрупнением плана (часть фигуры становится фигурой) и другие.
          Важный канал воздействия на восприятие - это движения, которые совершает наше сознание. Например, попробуйте осознать, как вы "двигались" во время восприятия фильма?
          Камера дает общий план, начиная с крупного - вы двигаетесь назад, или укрупнение сверху - вы взлетаете и т. д. Эффекты и характер переживаний, вызванных фильмом, в значительной степени оказываются результатом именно этой, часто подсознательно действующей, информации и восприятий. Еще раз отметим, что в ходе такого обсуждения осознаются реальные слагаемые восприятия фильма, а не проводится описание поведения героев в психологических терминах. Настройка на такое более обостренное восприятие открывает в человеке "врата" в глубины его сознания, его личности. Другое задание практикума основано на включении в ситуацию психологического консультирования. Наблюдая видеозапись психологической консультации, студентам предлагается высказать свои версии понимания проблем клиента, дать его психологический портрет.
          Версии получаются разные, иногда диаметрально противоположные. В них отчетливо просматриваются личная "предубежденность", ожидания и наложение собственного опыта. С другой стороны, изложение проблемы часто замещается оцениванием ситуации, припечатыванием ярлыков - "плохая мать", "хорошая мать", "садист", "нервный ребенок" и т. д. Такие ярлыки не дают видеть ситуацию и сидящего перед вами человека, они не дают воспринимать и ваши собственные чувства в ситуации. Каждый раз хочется крикнуть: "Да перед вами живой человек, не осуждайте, а поверьте ему и протяните руку помощи!". Но человека в клиенте надо разглядеть. Опишем один из возможных ходов для решения этой задачи - приблизить восприятие к реальному человеку. Студентов, к примеру, можно спросить: "Вы говорите, что перед вами плохая мать, которая не любит своих детей и думает о том, чтобы где-нибудь повеселиться в компании. На каких фактах основано ваше утверждение?". - Ответ: "Но это понятно". - Вопрос: "Откуда это понятно?" - Ответ: "Она сама об этом говорила". - Вопрос: "Что конкретно она говорила?". Тут начинаются воспоминания. Наконец, удается вспомнить, что она сказала такую фразу: ". материнские чувства во мне проснулись не сразу.", потом ". хотелось пойти в кино, пообщаться с друзьями, я привыкла бывать в компании с друзьями.". - Вопрос: "Так значит факт, реальный факт состоит в том, что это она сама говорила. Мы ведь не знаем, как дело было на самом деле. Мы знаем только одно. К нам приходит человек и говорит нам об этом. А теперь посмотрим, как она говорит об этом". И дальше такой вопрос: "А что она хочет нам сказать этой фразой? Давайте наблюдать теперь за реальным поведением клиента и психотерапевта, и это будут наши факты". Дальше оказывается, что реальных фактов было множество, по мере тренировки появляются все более интересные наблюдения, теперь можно заниматься сравнением и сопоставлением фактов. Только из такой работы и начинает рождаться целостное видение ситуации, основанное на реальности. Можно повторно медленно просматривать видеозапись консультации, останавливаясь в нужных местах и обсуждая, что же мы смогли увидеть. Хочется специально отметить: вопреки традиционным опасениям, что разбором и анализом процесса восприятия препарируется ситуация и человек, наш опыт, наоборот, показывает, что такое усиленное восприятие приближает к реальному целостному человеку и его реальным проблемам.
          Проделанная работа и полученный опыт позволяют перейти к рассмотрению центрального явления в процессе общения - установлению контакта между участниками.
          Сначала на материале видеозаписи проводится наблюдение за взаимодействием участников консультативной беседы: так, в какой-то момент изменяется голос, оживают интонации, изменяется поза, участники беседы оказываются повернутыми друг к другу, они вовлечены в общий процесс и составляют единое целое.
          Далее студентам предлагается "пережить" собственный опыт проведения беседы. Беседы проводятся в аудитории с последующим обсуждением и вне аудитории как домашнее задание (с записью на магнитофон).
          Опыт беседы, как правило, является проблемным: участники, сталкиваясь с реальной ситуацией и пробуя в ней действовать, убеждаются, что обычные тактики поведения оказываются неэффективными, не помогающими установить контакт.
          Приведем примеры. Возможны лобовые тактики действия: "Ты что, ничего не понимаешь?"; "Ты что, не хочешь?", "Ты что не делаешь?"; "Давай, делай так и все будет нормально"; "Перестань психовать по пустому поводу и все будет хорошо"; "Возьми и исправь" и т. п.
          Другое типичное заблуждение - уговаривание: "Ну почему ты не хочешь так поступить"; "Ну надо постараться и все получится". Или несколько отстраненно рассказывается о том, в чем состоит действительная проблема "клиента", какой у него комплекс и т. п.
          При обсуждении можно попросить обратить внимание на то, например, кто больше говорит: "клиент" или "психолог". Часто оказывается, что "психолог" говорит больше "клиента". Это поражает "психолога" - ведь, по его словам, он так не уверен в себе, не знает, что делать, волнуется, а, оказывается, слова не давал сказать другому. Самое время выяснить: почему он так волнуется, что действительно беспокоит его? Нетрудно показать, что его поведение вызвано желанием получить результат, а это значит, что сознание занято мыслями о том, получится или не получится, сумею я или не сумею, и страхом не суметь, и т. п. В такой ситуации другому просто нет места, его не разглядеть и не расслышать.
          Так фундаментальная философская проблема взаимоотношений Я - Другой становится реалией собственного сознания: увидеть себя со стороны, понять, что Я - это не то, что я о себе думаю, а нечто другое, Другой, принять это другое, Другого.
          Наша работа над созданием курса сопровождалась обсуждениями, обменом опытом, обучением преподавателей практикума, написанием текстов. Некоторые из них мы включили в данное учебное пособие практически в неизменном виде (что отражает и время, в которое они писались, и задачи осмысления проблемы метода беседы в психологии, которые перед нами вставали). В них не дается алгоритма действий по организации практикума, но содержится подход, отношение к проблеме. Разные ракурсы рассмотрения пересекающихся тем и вопросов, связанных то с исследованием самого метода беседы в психологии, то с задачей его использования в психологической диагностике и практике, создают необходимый контекст восприятия метода.
          Ведущей идеей пособия является представление о связи личности психолога и его профессиональной деятельности, необходимости самопознания в его профессиональном становлении.
          Первая глава (автор - А.М.Айламазьян) учебного пособия посвящена методологическим вопросам метода беседы, проблеме психологического общения. В ней дается анализ сознания человека в ситуации психологического общения, центральное место отводится процессу установления контакта в ходе беседы.
          Во второй главе (автор - Н.И.Евсикова) обсуждаются более специальные вопросы техники проведения беседы в исследовании личности: как строится исследовательская психологическая беседа, как ее структура зависит от целей исследования, какие используются вопросы в зависимости от задач исследования, как интерпретируются ответы испытуемых. Об исследовании можно говорить тогда, когда выделяются вопросы для исследования - собственно проблема или предмет исследования, составляется программа беседы и формулируются конкретные вопросы для испытуемого, далее предполагаются специальные процедуры интерпретации ответов.
          Третья глава (автор - Н.И.Евсикова) представляет собой описание практического задания, которое можно провести со студентами в практикуме, дав им опыт самостоятельного проведения беседы. Студенты овладевают беседой, которая строится "вокруг" использования конкретной методики при исследовании личности испытуемого. Это достаточно доступная форма беседы для начинающих, в которой студенты учатся формулировать вопросы и устанавливать контакт с испытуемым. Одновременно проведенные студентами беседы, записанные на магнитофон, могут служить материалом для обсуждения, выявления ошибок, для изучения влияния вопросов и поведения экспериментатора на его взаимодействие с испытуемым, на состояние испытуемого.
          Четвертая глава пособия представляет собой уникальный материал для преподавателей и студентов-психологов - выступление Б. В. Зейгарник на факультете психологии по просьбе Б. С. Братуся и сотрудников практикума. Когда возникла идея обучать студентов ведению беседы и наблюдению, мы попросили Блюму Вульфовну поделиться своими мыслями о том, какова роль беседы в патопсихологическом исследовании и как овладеть ее техникой. Текст выступления приведен с незначительными сокращениями.
          Следующие главы учебного пособия знакомят с психологической беседой в практике консультирования и психотерапии. Так, в пятой главе (автор - А.В.Корнеев) описано задание, в котором студенты "подключаются" к беседе, проводимой в традиции индирективной личностно-центрированной психотерапии. Активное наблюдение за процессом беседы и состоянием клиента создает условия для получения студентами нового опыта и развития у них установки на понимание. Необходимый для выполнения данного практического задания теоретический материал - главы из книги К. Р. Роджерса - содержится в Приложении 1 и Приложении 2.
          Последняя, шестая, глава (автор - А.В.Скворцов) посвящена беседе в практике краткосрочной психологической помощи (на "Телефоне Доверия"). Данный материал вводит студентов в "кухню" психолога-консультанта, помогает увидеть его работу и проблемы "изнутри". В главе рассматривается вопрос о тех знаниях-орудиях, которыми пользуется консультант в своей практике, с помощью которых он организует ситуацию взаимодействия с клиентом и настраивает себя на профессиональную деятельность. Приводятся протоколы бесед и их обсуждений, что может служить богатым материалом для проведения занятий и дискуссий, а также предлагается оригинальная методика поэтапного анализа записи беседы, которая позволяет подвести студентов к самостоятельному проведению психологической беседы.
          В конце учебного пособия приводится список рекомендуемой литературы.
          Мы благодарим преподавателей кафедры общей психологии, внесших вклад в разработку практикума "Метод наблюдения и беседы в психологии" на разных его этапах, а также сотрудников Общего практикума, принимавших участие в выпуске данного учебного пособия.
          Особую благодарность выражаем О. Ф. Король за помощь в подготовке рукописи пособия к печати.

А. М. Айламазьян,
кандидат психологических наук