От составителей

В настоящем издании представлены основные педагогические труды Леонида Владимировича Занкова. Его научные достижения обогатили также дефектологию, психологию. Как дефектолог Л.В. Занков известен исследованиями по психологии аномального ребенка. В становлении теории и практики воспитания и обучения дефективных детей его работы 20-40-х гг. сыграли значительную роль. Базируясь на сравнительном изучении аномальных и нормальных школьников, они служили развитию и общей психологии, в особенности такого ее раздела, как психология памяти. В этой области Л.В. Занков является одним из ведущих советских психологов. Работы этого периода (они представлены в библиографическом списке), занимая самостоятельное важное место в творчестве ученого, оказали также глубокое влияние на характер его дальнейшей деятельности в области педагогики в 50-70-е гг. Уже в этих работах заложены особенности его исследовательской методологии, которые впоследствии, обогащаясь и совершенствуясь, способствовали высокоэффективному решению как теоретических, так и практических проблем педагогики.
          Методологические особенности работ Леонида Владимировича определяют своеобразие исследований ученого и свидетельствуют о значительном его вкладе в методологию педагогики.
          В каждом из представленных в однотомнике произведений эти особенности освещаются, и на них необходимо сделать специальный акцент.
          Наше понимание методологических позиций Л. В. Занкова основано на многолетнем участии в исследованиях под его руководством и последующем анализе его трудов. Мы имеем в виду постоянное исключительное внимание ученого к методологическим аспектам исследования, к разработке методов, придание им особого значения в научной работе, детальное описание этих методов в соответствующих публикациях. Особенностью его подхода является изучение положения дел в реальной педагогической действительности, рассматриваемое как исходный момент исследования; использование эксперимента как ведущего метода педагогического исследования, причем разных его видов - от частного, направленного на внесение отдельных изменений в педагогический процесс, до эксперимента, предполагающего построение целостной системы обучения в одном и многих классах; включение в состав педагогического исследования в качестве его органической части психологических методов изучения общего развития учащихся, использование показателей общего развития в сравнительной оценке эффективности разных систем обучения; устремленность на раскрытие подлинных механизмов развития психики ребенка, взаимодействия внешних и внутренних факторов развития - это выразилось в изучении ребенка не только в разных (экспериментальных и обычных), но и в одних и тех же (прежде всего, экспериментальных, т. е. оптимальных по замыслу исследователя) условиях обучения; забота о новизне и достоверности получаемых выводов, что обеспечивалось: выявлением данных о развитии учащихся в новых, не встречающихся в практике школы экспериментальных условиях, обширностью фактического материала о ходе обучения и развития детей, тщательностью, скрупулезностью его анализа и глубиной обобщения; практическая приложимость результатов исследования, воплощение выдвигаемых новых педагогических идей в разработках, адресуемых непосредственно учителю, школьной практике (программах, учебниках, методических руководствах); опора на коллектив научных работников и обеспечение подлинной комплексности исследования, т. е. умение организовать и направить на решение единой научной задачи усилия разных специалистов - дидактов, методистов, психологов, физиологов.
          Работы, включенные в настоящее издание, созданы в процессе многолетнего (1957-1977) исследования проблемы обучения и развития школьников. Прежде всего это книга "Дидактика и жизнь" (М., 1968). В "ней на основании анализа фактических данных, полученных при изучении школьной действительности и в педагогическом эксперименте, рассматриваются методологические и теоретические проблемы, не подвергавшиеся ранее анализу в педагогике: соотношение обучения и развития; целое и часть в обучении; учебная задача, способы ее решения и зависимость результатов от этих способов; закономерности и факты в педагогике; соотношение педагогики и психологии; пути развития дидактики как науки. Книга при ее первом издании вызвала большой отклик у педагогической общественности, переведена на английский, немецкий, чешский, вьетнамский и другие языки. В однотомнике она дается в сокращении - опущены разделы, тематика которых представлена в последующих трудах.
          Основное место в однотомнике занимает монография "Обучение и развитие" (М., 1975). В ней наиболее полно освещены все аспекты исследования проблемы обучения и развития: исторический, методологический, научно-содержательный, а также перспективы ее исследования. Здесь представлены все отмеченные выше методологические позиции ученого. В научно-содержательном плане в книге решаются и общетеоретические вопросы - о характере объективной закономерной связи между построением обучения и ходом развития школьников, и прикладные, касающиеся дидактических условий эффективного влияния обучения на развитие детей. Намеченные автором перспективы исследования проблемы обучения и развития могут служить руководством для современных научных работников в области педагогики и психологии. Не будет преувеличением сказать, что представленный в монографии многосторонний, целостный подход к описанию исследования научной проблемы является образцом изложения результатов педагогического исследования. Монография дается с небольшими сокращениями: в нее не вошли некоторые фактические материалы, а также данные, утратившие свою актуальность.
          Книга "Беседы с учителями" (М., 1975) дополняет картину деятельности Л. В. Занкова в педагогике и подтверждает его постоянную обращенность к практике. В ней в своеобразной форме диалога ученого и учителей раскрываются особенности работы по системе обучения, направленной на общее развитие учащихся, конкретизируются дидактические характеристики развивающего обучения. "Беседы с учителями" даны с сокращением некоторых устаревших материалов.
          Методологические и научные позиции ученого в области педагогики изложены и в других произведениях, не вошедших в этот однотомник. Кратко охарактеризуем наиболее значительные из этих работ.
          Большой интерес представляет монография "Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении" (М., 1958), которая является началом исследования Л. В. Занкова в педагогике. В этой работе ученый показал возможности использования педагогического эксперимента в его частных формах, когда меняются лишь некоторые аспекты построения обучения (в данном случае способы сочетания слова и наглядности) и прослеживаются влияния этих изменений на отдельные стороны усвоения знаний и развития психики детей. Особого внимания заслуживают разделы монографии, в которых описывается ход изучения и анализа реального положения дел в школьной практике, показывается значение такого изучения как этапа, предшествующего проведению эксперимента. Кроме того, этой монографией ученый внес заметный вклад в разработку самой проблемы взаимодействия слова и наглядности: в ней представлен обстоятельный анализ форм сочетания слова и наглядности и их вариантов, применяемых учителями, показано, как знание этих форм и их эффективности для усвоения знаний и развития определенных сторон психики ребенка способствует дальнейшей разработке дидактических принципов и развивающих методов обучения.
          Проблеме обучения и развития посвящена книга "Индивидуальные варианты развития младших школьников" (М., 1973). В ней коллектив авторов под руководством Л. В. Занкова, всецело разделяя концепцию ведущей роли обучения в становлении психики ребенка (это доказано всем ходом экспериментально-педагогического исследования), показывает, что в качестве причины развития психики ребенка выступает взаимодействие внешних и внутренних факторов.
          В книге представлены живые характеристики отдельных школьников, обучающихся в одних и тех же экспериментальных условиях, и показано, что оптимальные условия обучения не только не нивелируют различий детей, а, напротив, обеспечивают простор для проявления их индивидуальности.
          Монография "О предмете и методах дидактических исследований" (М., 1962) посвящена специальному рассмотрению методологических проблем педагогики. В ней, в частности, раскрывается своеобразное, не встречающееся у других ученых-педагогов, а иногда и резко оспариваемое* понимание предмета и методов дидактики.
          В однотомнике представлен перечень основных трудов Л. В. Занкова.