Светлой памяти
Даниила Борисовича Эльконина

ПРЕДИСЛОВИЕ

Считаю необходимым сделать несколько предуведомлений читателю, приступающему к работе с этой книгой, чтобы заранее снять некоторые вполне обоснованные ожидания, которым, однако, не суждено будет осуществиться. Проще говоря, перечислю то, чего читатель в этой книге не найдет.
          1. В этой книге речь пойдет именно о психологии развития, а не о детской, возрастной или педагогической психологии, и поэтому в ней нет систематического развертывания их оснований. Перечисленные области психологической науки имеют разные объекты изучения, разные языки описания и поэтому предполагают разные способы размышления. Объектом психологии развития является акт развития per се, т. е., говоря предельно абстрактно, переход как таковой.
          Понятно, что данное утверждение содержит допущение о наличии некой особой реальности перехода, особой "жизненной ткани", которая составляет акт развития. Именно эту "жизненную ткань" нам с читателем предстоит рассмотреть как область особых феноменов, требующих для своего ухватывания особого метода мышления.
          Если уж появляется новое слово или имя, то, на мой взгляд, более продуктивно начать размышлять о той новой реальности, которая в нем рождается, и пытаться помочь этому рождению, нежели эмпирически обобщать уже известное и установившееся, лишь расширяя круг объектов. Последнее, кстати, уже сделано в американской психологии развития [подробнее об этом см.: Бурменская, Обухова, Подольский, 1986].
          2. На титульном листе учебного пособия есть подзаголовок, указывающий на то, что оно выполнено в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Добавлю, что объектом анализа и критики являются лишь труды самого Л.С. Выготского, его ближайших сотрудников и учеников - тех, кого можно назвать вторым поколением "выготчан", и лишь в редких случаях рассматриваются работы следующих поколений.
          Подобное сужение рабочего поля преследует цель предельной концентрации внимания именно на основах и началах психологии развития, ибо я считаю, что именно Л. С. Выготский был тем первым и единственным психологом, которому удалось выделить собственный объект этой науки и выстроить соответствующий ему метод. Анализу, критике, дальнейшему пониманию и конкретизации этих объекта и метода посвящена книга.
          3. Принятый мною метод изложения не соответствует "учебническим" стандартам. Этот метод можно назвать проблематизирующим. Проблема, которая проходит через всю книгу и лишь в напряжении которой все сказанное в ней имеет смысл, - это проблема полагания субъекта развития.
          Выбор такой нетрадиционной манеры написания учебного пособия совершен сознательно, ибо я считаю своевременным и современным лишь того специалиста-психолога, который может задать "границу работы" своих методик, профессиональных сведений и техник. Подобная граница возможна только как выделение той проблемы, относительно которой весь этот арсенал и существует. Вне проблематизации невозможно самоопределение, т. е. определение своих собственных возможностей и их границ. А вне самоопределения психолог и вовсе предстает как некий "химик душевной жизни".
          4. Не совсем каноническое принятие в качестве материала достаточно узкой и глубокой области осмысления, выбор проблематизации в качестве метода ее представления, а также использование для этого некоторых собственных работ дают основание назвать это учебное пособие авторским и адресовать его в основном тем, кто не просто знакомится с психологией, а намеревается профессионально заниматься ею.