ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленная вниманию читателя книга "Основы социально-генетической психологии" состоит из двух разделов, каждый из которых имеет самостоятельное значение для определения и понимания своеобразия названного предмета. В первый раздел включены работы, проливающие свет на одно из центральных понятий психологии - понятие о социальной ситуации развития. Содержание этого понятия раскрывается в данном разделе в результате теоретического обоснования и развернутого экспериментального исследования строения и механизмов выполнения совместного коллективно-распределенного, совокупного действия. Причем единицей исследования стали формы его организации, определяющие генез учебно-познавательных процессов, а в результате генез учебно-познавательного действия, ответственного за анализ содержания предмета задачи. В этом разделе книги проведен анализ актуальной для современной психологии проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения, раскрывается роль совместных действий в происхождении детских понятий, рассматриваются психологические особенности организации и развития совместных действий у детей в процессе решения учебных и игровых задач.
          Во второй раздел книги включены варианты разработанных при участии автора новых концепций и программ развития образования. Этот материал имеет исключительное значение для понимания социально-психологических и социально-культурных параметров социальной ситуации развития, которая в данном случае выступает как рамка для новых образовательных инициатив. Происходящая в настоящее время кардинальная смена парадигмы российского образования уже накопленный опыт реформирования системы (содержание новых образовательных институтов, содержание и технологии обучения и воспитания, выход образования на региональный уровень) позволяет считать, что организация подобной работы невозможна без многопрофильного коллективно-распределенного обеспечения и концентрации интеллектуальных сил разной профессиональной ориентации. Новые концепции-программы - это новые по типу объединения и формам работы общности профессионалов-педагогов, психологов, социологов. За счет происходит реальное утверждение коммуникативно-деятельностной позиции образования в социуме. Такое утверждение позиции, по мнению авторов концепции Московской региональной программы "Столичное образование", как раз и обеспечивает возникновение принципиально новой функции образования, которая позволяет ему вступать во взаимодействие с другими звеньями "социальной машины" и дает его необходимым для остальных сфер (экономики, политики, культуры).
          Занимаясь проблемой социогенеза, автор предлагает новые пути исследования совместных действий, показывает значение конкретных типов этих действий для возникновения конструктивно-содержательных и учебно-познавательных процессов.
          Так, можно считать доказанным, что организация совместных действий, определяющая генезис учебно-познавательного действия, предполагает связь различных моделей преобразования объекта (схем действия) и дифференциацию этих моделей относительно совокупного продукта деятельности. Такая организация первоначально возникает в условиях включения различных схем действий с объектом в процесс выполнения общей работы и построения модели действия другого участника деятельности. Именно в этих условиях в соотношении между схемой собственного действия и соответствующим изменением изучаемого объекта может быть выделено и зафиксировано учащимся.
          Изучение организации и развития совместных действий у детей привело к разработке нового метода, главной особенностью которого было включение этих действий в предметные ситуации. При таком включении поиск принципа систематизации предметов и выделение существенного свойства, определяющее процесс построения понятия, осуществляются за счет совместного моделирования деятельности, когда искомое содержательное свойство опосредствуется строящимся действием, а само действие становится осмысленным и рефлексивным.
          Исследование различных аспектов структуры и закономерностей организации совместного действия показало, что операциональные структуры интеллекта, типа структур, описанных Ж. Пиаже, неправомерно отрывать от конструктивных учебно-познавательных процессов. Эти процессы внутренне связаны с преобразованием структур изучаемого объекта и дифференциацией выполненных преобразований относительно выделенного содержательного свойства. Причем системность, обобщенность и предметность являются основными характеристиками полноценного выполнения учебно-познавательного действия.
          Исследуя специально роль совместности, мы установили, что она составляет неотъемлемую часть опосредствования объекта действием и включена в процессы трансформации ранее сложившихся у ребенка схем работы с объектом.
          Полученные данные позволяют выделить две основные формы организации совместных действий и, соответственно, два пути обучения и развития ребенка. В одном случае обучение осуществляется без изменения формы взаимодействия детей между собой и взрослым. Развитие ребенка здесь идет за счет конкретизации и дальнейшего углубления ранее сформированных у него средств и способов мышления. В другом случае в основе обучения лежит овладение детьми новой системой отношений со взрослыми и между собой. В отличие от предыдущего в этом случае развитие ребенка определяется овладением им самой формой организации действия и идет по следующим направлениям:

Важное значение эти выводы имеют для проектирования общественных систем, когда возникает цель создания действующих механизмов саморазвития и самоизменения той или иной системы. Речь идет о практике, которая создает самое себя. Именно здесь возникает необходимость развития социальной ситуации, требующая особых технологий и методов содействия разнопрофильных специалистов и, соответственно, новых концепций и программ для обеспечения конкретных сфер деятельности. При этом, когда ставится вопрос о развитии тех или иных структур, ситуации, процессов, меняется и функция самой науки, и тип научности. Появляется необходимость практико-ори-ентированной науки, то есть такой, которая своим предметом имеет развитие определенных общностей и того содержания, каким они владеют, и которые занимаются выращиванием того или иного типа практики. Основы такой науки внутренне детерминированы описанными здесь понятиями и закономерностями социально-генетической психологии.
          Автор благодарит всех, кто участвовал в совместных исследованиях и разработках, вошедших в текст настоящего издания. Их имена читатель неоднократно встретит на страницах этой книги.