ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед общеобразовательной школой в наши дни выдвинута задача совершенствования процесса обучения в направлении его большего влияния на развитие учащихся. Особенно остро эта задача стоит перед начальной школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях. В работе над развитием младших школьников большие возможности предоставляет обучение русскому языку. Реализация этих возможностей зависит как от содержания курса русского языка, так и от методики обучения, т. е. от построения обучения. Поэтому для определения дальнейших путей совершенствования начального обучения русскому языку представляется важным сравнительное изучение эффективности построения обучения для достижения высоких результатов в общем развитии школьников, в усвоении ими знаний и навыков.
          Целью нашего исследования является изучение усвоения знаний по русскому языку, а также развития младших школьников при разных педагогических системах обучения: в условиях экспериментальной дидактической системы, направленной на достижение оптимального [36, с. 21] общего развития школьников, и в обычных (по действующей официальной программе) условиях обучения.
          Изучение усвоения знаний по русскому языку в связи с развитием младших школьников в разных условиях обучения, результаты которого представлены в данной книге, является частью исследования по проблеме соотношения обучения и развития, проводимого под руководством Л. В. Занкова в НИИ общей педагогики АПН СССР. Целью исследования проблемы является раскрытие характера объективной связи между построением обучения и ходом общего развития школьников.
          В соответствии с целью исследования экспериментального подтверждения требует предположение о том, что на основе интенсивного прогресса в общем развитии школьников будет достигнуто высокое качество усвоения знаний и овладения навыками. Мы различаем прямой и косвенный пути, ведущие к усвоению знаний и навыков. Прямой путь состоит в том, что школьники накапливают и осмысливают разнообразные сведения, выполняют упражнения, необходимые для овладения навыками. Косвенный путь - это продвижение школьников в общем развитии. Различие дидактических систем проявляется в характере соотношения прямого и косвенного пути.
          В обучении по обычной методике (как при старых, так и при действующих программах начального обучения) преобладает прямой путь (в учебниках и руководствах для учителей), а в обучении по экспериментальной дидактической системе главная роль отводится косвенному пути. При этом и прямой путь развертывается в полной мере - как и в обычной педагогической системе [36, с. 257].
          Усвоение знаний и развитие можно изучать по двум направлениям: 1) соотнося характер усвоения знаний на определенных этапах с общим развитием школьников на этих этапах по тем линиям, которые представлены в исследовании обучения и развития: деятельность наблюдения, мыслительная деятельность, практические действия [36, с. 34], и 2) выявляя характер реального процесса усвоения знаний, по которому можно судить о развитии. В нашем исследовании представлено второе направление, хотя мы пользуемся и соотнесением усвоения знаний с данными по линиям развития.
          Формирование грамматических понятий прослеживается в экспериментальных и обычных (по действующей программе) условиях обучения в связи с теми познавательными процессами, которые играют значительную роль в учебной деятельности школьника.
          В книге также представлено исследование влияния экспериментального и обычного начального обучения на усвоение знаний по русскому языку и развитие школьников в IV-V классах.