ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА

Проблемы развития личности исследуются различными научными дисциплинами, среди которых важное место занимает психология. Раскрывая зависимость внешних воздействий на поведение от личностных характеристик, эта наука помогает понять психологические механизмы социального развития индивида. Одним из важнейших периодов социального становления личности является его обучение в школе. В это время умение, опыт, знания, педагогическое мастерство учителя могут существенно повлиять на дальнейшую судьбу развивающегося человека.
          Успешность педагогического воздействия, при прочих равных условиях, определяется также и уровнем знаний учителя психологических закономерностей формирования личности. Необходимость совершенствования педагогического процесса в условиях социалистического общества, поставившего основной целью всестороннее и гармоничное развитие каждого своего члена, и побудила психологов ГДР к созданию труда, в котором бы обобщался опыт исследований формирования личности в процессе воспитания и обучения.
          Предлагаемая вниманию читателя книга написана ведущими психологами ГДР. В ее редакционную коллегию вошли директор Института педагогической психологии АПН ГДР проф. А. Коссаковски, сотрудники этого института проф. И. Ломпшер и доктор X. Кюн, а также заведующий кафедрой психологии Берлинского университета проф. Г. Розенфельд. Эти имена достаточно известны как немецкому читателю, так и советским специалистам. Поэтому можно с уверенностью сказать, что книга дает хорошее представление о постановке в ГДР психологических проблем формирования личности в педагогическом процессе.
          Единство исходных теоретических позиций авторов этой работы, логика ее построения, рассмотрение психического развития индивида в деятельности и в таком особом ее виде, как обучение, позволяют говорить о внутренней целостности данного исследования. К несомненным его удачам следует отнести умение авторов связать теоретические знания о личности с их возможным использованием в конкретных педагогических ситуациях.
          В принятой авторами психологической теории развития личности, основанной на деятельностном подходе, деятельность понимается достаточно широко, как охватывающая все виды взаимодействия человека с условиями его жизни. К достоинствам развиваемой авторами концепции следует отнести разработку принципа социальной, конкретно-исторической обусловленности развития личности.
          Авторы отмечают, что их основной целью было обобщение опыта психологического исследования формирования личности социалистического типа (т. е. определенной исторической формы индивидуальности), требующего организации деятельности, при которой личность становится способной к активному, все более сознательному и творческому участию в построении коммунистического общества.

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА

Следует также иметь в виду, что свою концепцию авторы строят, исходя из регуляционной теории психического. Согласно этой теории, психика в силу своей отражательной природы выполняет функцию ориентации и регуляции деятельности человека, взаимодействующего с окружающим миром. Функция эта выступает в следующих взаимообусловленных и взаимосвязанных формах: познание, оценка, переживание, мотивация, принятие решения, контроль и запоминание. Вместе с тем регуляция и ориентация деятельности осуществляются через соответствующие компоненты - психические процессы, психические образования и психические состояния. Все они представлены в основных сферах психического: когнитивной, эмоциональной, волевой. Формы и компоненты психической регуляции деятельности составляют ее динамический аспект.
          Однако, закрепляясь, они могут стать привычными стабильными системами, превратиться в психические свойства личности, т.е. стать такими качествами психических процессов, образований и состояний, которые в обычных ситуациях обнаруживаются с достаточной степенью вероятности. Таким образом, психические свойства личности представляют собой определенную сторону интегрированных, закрепленных систем психических компонентов регуляции деятельности и проявляются как знания, установки, убеждения, навыки, привычки, черты характера, способности.
          Одно из важных положений книги, довольно убедительно обоснованное ее авторами, заключается в том, что в педагогическом процессе не только происходит формирование знаний, умений и способностей человека, но и осуществляется социальное развитие личности. Учебная деятельность необходимо приобщает учащегося как к трудовой, так и к общественно-политической деятельности. При этом именно общественно-политическая деятельность, как никакая другая, требует от развивающегося человека способности самостоятельно находить пути решения социальных задач и самому творчески осмысливать их социальную сущность.
          Не вызывает возражений и вывод авторов книги, вполне согласующийся с выводами советских психологов, что развитие личности происходит не во всякой деятельности. Чтобы оно происходило, деятельность должна быть насыщена элементами творчества, вызывать у человека интерес и эмоциональный подъем. Реализация этого положения в педагогическом процессе означает, что успешная организация учебной деятельности невозможна без учета психологических условий протекания такой деятельности. Иными словами, не только обучение, но и воспитание должно быть проблемным, побуждающим учеников самостоятельно определять учебные ситуации как различного рода задачи, будь то математические или нравственные. С этой точки зрения положение об активности самого учащегося в педагогическом процессе неотделимо от деятельностного подхода. Личность является активным субъектом своего собственного развития.
          Исходя из этого, рассматриваемые в книге методы педагогического воздействия анализируются как бы в двух планах: а) насколько они направлены на создание оптимальных психологических условий для активной учебной деятельности школьников; б) насколько они ориентированы на формирование знаний, убеждений и черт характера учеников.
          Рассматривая любую деятельность как реализацию социальных отношений, авторы особое место отводят анализу этих отношений и коллективной деятельности в психическом развитии личности. С этой точки зрения ими анализируются отношения в семье, школьном коллективе, со сверстниками и педагогами, а также конкретные учебные действия, например, педагога. Так, когда учитель ставит ученику отметку, то он не только оценивает знания учащегося, но и решает проблему человеческих отношений.
          Естественно, что в центре внимания авторов данного исследования находятся проблемы психического развития личности. Рассматривая развитие личности, отдельных ее свойств в педагогическом процессе под влиянием учителя, школьного коллектива, они стремятся к позитивной разработке возникающих в связи с этим теоретических проблем. Исходным положением представленной концепции психического развития является признание того факта, что такое развитие может осуществляться лишь в условиях социального взаимодействия, в активной деятельности людей.
          В качестве общих механизмов психического развития человека авторами выделяются такие динамические формы, как генерализация, дифференциация, интеграция, стабилизация и лабилизация. Все эти формы взаимодействуют друг с другом, и способ их взаимодействия характеризует развитие как особое функционирование процессов всех сфер психики - когнитивной, эмоциональной, волевой. Психическое развитие личности детерминировано определенными условиями. Однако сами условия влияют на этот процесс не непосредственно, а опосредованно, через активную деятельность субъекта, и именно данную деятельность необходимо рассматривать как основную предпосылку становления личности.
          Авторы выделяют три основные группы условий, определяющих это развитие: социальные (к ним относятся совокупность мер педагогического воздействия, структура семьи и условия ее жизни, взаимоотношения, складывающиеся с окружающими людьми, и т. п.), естественные, включающие в себя природные данные, особенности структуры и способа функционирования организма в целом и центральной нервной системы в частности. В качестве третьего условия психического развития выступает сам субъект деятельности, ибо развитие личности - это ее саморазвитие, осуществляющееся преимущественно в форме самовоспитания.
          С этих позиций интересна трактовка авторами книги разрешения противоречий как движущей силы психического развития подрастающего человека. Поскольку одной из побудительных сил деятельности является взаимодействие противоречивых ее мотивов, то последние выступают как существенная причина психического развития личности. Иными словами, противоречия могут возникать в любой сфере психического, и их разрешение знаменует собой определенное поступательное движение индивида. Поэтому авторами подчеркивается, что у школьника в учебном процессе необходимо воспитывать умение продуцировать и разрешать свои противоречия. Теоретический анализ проблемы психического развития в связи с проблемой деятельности актуален прежде всего для педагогов. Учителю необходимо видеть развивающие возможности конкретных видов деятельности, психические условия их протекания, их побудительные силы и использовать эти возможности в процессе становления личности, воспитания всесторонне развитого и гармоничного человека. Обобщая новейшие теоретические и эмпирические исследования, авторы раскрывают процесс формирования системы знаний учащихся, показывают, как развиваются их умения, навыки и привычки, как происходит развитие способностей, как складывается характер развивающегося человека. При обсуждении всех этих тем авторы выдвигают ряд новых положений, ставят интересные проблемы, указывают на недостаточную разработанность некоторых из них.
          Среди конкретных проблем, представляющих несомненный интерес для советского читателя, можно отметить анализ авторами формирования знаний, разработку критериев оценки их качества, попытку рассмотреть знания как свойства личности и раскрыть некоторые механизмы умственной активности учащихся, рекомендации по построению учебного материала.
          Важные проблемы затронуты авторами при обсуждении развития способностей. К ним можно отнести вопросы о роли обучения в развитии общих способностей, о психологическом составе ряда специальных способностей, таких, как языковые, организаторские, педагогические, о критериях их оценки и т. д.
          Значительный интерес и в общепсихологическом, и в психолого-педагогическом плане вызывает постановка авторами недостаточно разработанного в психологии вопроса о развитии установок и убеждений у школьников. Согласно теоретической позиции авторского коллектива, именно убеждения выступают таким центральным образованием личности, которое обеспечивает ее целостность. Убеждения понимаются авторами как основанные на знаниях, обобщенные и осознанные отношения человека к явлениям действительности, выступающие в качестве регуляторов различных форм его поведения. Как показано в книге, убеждения вырабатываются в любых видах деятельности, но особенно важную роль в их формировании играет социально-коммуникативная деятельность, в которой складывается умение человека обосновывать свои суждения.
          Проблемы формирования убеждений органически связаны с вопросами становления характера, получившими в книге интересную и содержательную разработку. В истолковании авторов книги характер предстает как совокупность свойств, регулирующих межличностные отношения. Поскольку основой межличностных отношений являются нормы морали, развитие характера оказывается прежде всего процессом формирования моральных отношений. В таком случае для становления характера особую важность приобретает творческая способность улавливать и оценивать моральный смысл социальных ситуаций. С этой точки зрения авторы детально анализируют вопрос о влиянии на развитие черт характера конкретных видов деятельности и условий, ведущих к осознанию моральных ценностей.
          О книге в целом можно сказать, что она довольно полно отражает состояние исследований проблем развития личности в процессе педагогического воздействия. Естественно, что недостаточная разработанность некоторых из них сказалась и на постановке этих проблем авторами книги. В частности, можно указать на настоятельную необходимость разработки проблемы социально-психологических критериев уровня развития личности. Понимание личности как некой целостности требует исследования взаимосвязей между различными ее "образующими" и определения понятия "общий уровень психического развития личности". Все это должно стать предметом дальнейшего анализа при исследовании психического развития личности.
          В заключение отметим, что теоретические позиции авторов книги, предлагаемые в ней рекомендации и постановка новых, ждущих своего исследования проблем достаточно интересны не только для педагогов, но и для всех специалистов, решающих задачу формирования нового человека, активного строителя коммунистического общества.

Л. И. Анцыферова, И. И. Чеснокова

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

В целях содействия педагогической практике в реализации задачи воспитания всесторонне развитой личности ученые различных специальностей занимаются разработкой материалов, которые помогают учителям и воспитателям строить процесс обучения и воспитания личности на научной основе. Послужить этой цели призвана и настоящая книга по психологическим основам развития личности в педагогическом процессе. При создании книги авторы, основываясь на требованиях педагогической практики социалистического общества, старались ставить проблемы таким образом, чтобы их решение способствовало обучению и воспитанию школьников в духе коммунизма.
          Книга начинается с раскрытия понятия "личность" в марксистско-ленинской психологии. К ее неоспоримым достижениям относится следующее положение: психические компоненты регуляции деятельности в своей совокупности развиваются лишь при активном взаимодействии индивида с условиями его жизни, в его деятельности. Вот почему мы подробно разбираем в этой книге вопросы ориентировочной и регулятивной функции психического, а также проблемы психического развития личности в деятельности, направляемой педагогом. Реализация деятельностного подхода (в оригинале tatigkeitsorientierte Herangehen, т.е. ориентированный на деятельность - Прим. ред.) позволяет так организовать умственную и практическую деятельность учащихся, что у подрастающей личности формируются предпосылки к самостоятельному и сознательному выполнению задач, которые ставит перед ней социалистическое и коммунистическое общество. Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн писал об этом так: "Мы считаем, что особенно значимой для практики задачей психологического исследования является раскрытие внутреннего психологического содержания человеческой деятельности, в которой проявляется и формируется человек, его психические свойства" (1976, с. 185).
          В гл. 1 этой книги вопросы развития личности в деятельности занимают главное место. В гл. 2 при анализе ведущих видов деятельности в детском и юношеском возрастах, а также их роли в формировании всесторонне развитой личности дается ряд психологических рекомендаций по их организации. В гл. 3 подробно исследуются психические компоненты регуляции деятельности и их взаимосвязь, а также намечается проблематика последующих глав, посвященных задачам развития основных психических свойств личности в педагогически направляемой деятельности. В гл. 4-8 подробно рассматриваются способности, знания, навыки и привычки, установки и убеждения, а также свойства характера как основные компоненты психической регуляции деятельности индивида и описываются условия и закономерности их развития в педагогическом процессе.
          Большую роль в развитии личности играет коллективная деятельность и складывающиеся между индивидами соответствующие социальные отношения. В условиях социализма значение последних объективно растет, поскольку создаются принципиально новые социальные отношения между людьми. Качественно новую взаимосвязь развития личности и развития коллектива отметил Г. Нойнер на II конференции педагогов социалистических стран: "Взаимоотношения в коллективе продолжают по мере развития нашего общества и каждого из его членов качественно меняться. И чем очевиднее общественный характер целей и содержания деятельности коллектива, тем активнее у личности формируется коллективистический образ жизни и тем больше она развивается как индивидуальность" (G. Neuner, 1974, с. 904).
          Во всех главах нашей книги большое внимание уделяется вопросам психического развития в коллективной деятельности, в особенности влиянию социальных отношений, способствующих развитию личности. Специально эта проблематика обсуждается в гл. 9, где наряду с описанием социальных условий развития личности в семье и организации деятельности в различных ученических коллективах подробно освещаются вопросы построения отношений между учителем и учеником, а также формы руководства учителем самостоятельными действиями ученика, способствующими развитию его личности в духе социализма.
          Главное назначение труда педагога в социалистической школе и воспитателя в детских и молодежных социалистических организациях - формирование у подростка коммунистического мировоззрения. Именно этому аспекту развития личности придается особое значение как при обсуждении основных признаков личности социалистической формации (гл. 1) и основных видов (особенно общественно-политической) деятельности (гл. 2), так и при анализе развития различных сторон личности (гл. 4-8).
          Принятый в этой книге способ анализа в определенном отношении отличается от способов описания, принятых в работах по психологии, предназначенных для учителей и воспитателей. Это касается и ориентированного на деятельностный подход анализа психического развития личности как целого, а также важнейших компонентов психической регуляции деятельности.
          Теоретические установки этой книги подробно описываются в гл. 1 - 3. Думается, что теоретическое осмысление педагогических проблем с позиций психологии значимо и для учителя и для воспитателя, поскольку создает предпосылки для самостоятельной научно обоснованной организации педагогического процесса. Разумеется, последовательно реализовать избранный нами подход во всех разделах книги не удается. Мы придерживаемая того мнения, что книга, обращенная к педагогам и психологам-практикам и помогающая им организовывать усложняющийся педагогический процесс формирования всесторонне развитой личности, должна содержать наряду с решенными также проблемы, требующие дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

После появления первого издания этой книги принятый в ней теоретический подход, а также способ изложения материала обсуждались представителями различных наук. Дискуссия выявила возможности применения этого подхода к практической учебной и воспитательной работе, и спустя некоторое время после выхода книги в свет ее авторам было предложено подготовить второе издание. Поскольку книга получила весьма положительный отклик, авторы при переиздании ограничились лишь незначительными изменениями.
          Теперь эта книга выходит на русском языке, и ее авторы пользуются случаем, чтобы выразить свою признательность советским психологам и педагогам за тот вклад, который они внесли в развитие психологии ГДР.

Адольф Коссаковски