ПРЕДИСЛОВИЕ

Учение - сложный процесс, направленный на приобретение разнообразных знаний, умений и навыков, который продолжается, так или иначе, в течение всей жизни человека. Свойства учения, его состав и структура, факторы и детерминанты - исконный предмет психолого-педагогических исследований. Изучение учения имеет сравнительно длинную историю, начавшуюся фактически с появлением педагогики и психологии. В настоящее время исследования учения проводятся весьма интенсивно и являются важнейшей отраслью педагогической психологии и других смежных дисциплин. Всевозрастающий интерес к учению связан с большим значением понимания природы данного процесса для развития наук о человеке и решения практических задач прежде всего в области обучения подрастающего поколения. В настоящей работе решались в основном две задачи в исследовании учения. Первая задача состояла в том, чтобы дать обзор трактовки структуры учения и смежных вопросов в зарубежных и отечественных концепциях учения в определенной степени в историческом ракурсе, с тем чтобы представить исследования структуры учения в развитии и преемственности, показать связь представлений об учении, развиваемых современными авторами, с предыдущими концепциями учения, включая и самые ранние.
          При этом дополнительной задачей явилась разработка более полного по составу и конкретного, но вместе с тем сжатого по содержанию описания концепций учений, как имевших место в прошлом, так и современных. Существующие в литературе обзоры концепций учения не достаточно отвечают отмеченным требованиям, что часто весьма затрудняет, особенно молодым специалистам, ознакомление и освоение трактовок структуры и других аспектов процесса учения во многих существующих концепциях.
          Вторая основная задача работы заключалась в анализе подходов к решению ряда актуальных вопросов исследования состава и структуры учения в представленных в обзоре концепциях, в выявлении "проблемных точек" и дальнейшей разработке возможных путей их разрешения. Набор этих вопросов представляет собой довольно широкий спектр направлений исследования структуры учения. Сюда вошли такие проблемы, как место учения в системе процессов приобретения опыта человеком, состав и структура учения в целом и его компонентов на разных уровнях описания структуры учения, рассматриваемого как деятельность личности, эффективность разных вариантов структуры учения в обучении и, наконец, теоретические вопросы детерминации структуры учения в плане ее функционирования и развития.
          Все позитивные положения, развиваемые в настоящей работе, формировались под влиянием идей многих советских ученых как старшего поколения, так и современных - Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Н. А. Менчинской, Е. Н. Кабановой-Меллер, Н. Ф. Талызиной, В. В. Давыдова, Г. П. Щедровицкого и др. Трудами этих ученых внесен большой вклад в изучение учения и сделаны весьма существенные открытия, проливающие свет на многие стороны процесса учения на всех уровнях его сложной структуры. В настоящее время во всем мире учеными различных направлений HR одно серьезное исследование учения не проводится без учета этого вклада. Наши замечания к трактовке рассматриваемых проблем в работах данных авторов - это критика не оппонента, а благодарного ученика и последователя, пытающегося по возможности продолжать разработку заложенных ими подходов.
          Отмеченная разработка проблем анализа структуры учения осуществлялась нами совместно с нашими бывшими студентами и аспирантами, а в настоящее время сотрудниками и единомышленниками - Н. А. Алексеевым, Н. А. Галатенко, О. Е. Мальской, И. Л. Можаровским, И. В. Усачевой и др. Только благодаря их участию оказалось возможным провести представленные в книге исследования проблем учения и реализовать наши замыслы.
          Особо мы хотим отметить большое значение для нашей работы многолетнего сотрудничества с коллегами по кафедре педагогической психологии факультета психологии МГУ. Постоянный идейный контакт с этими учеными, их критика, дискуссии и обсуждения с ними многих проблем, рассматриваемых "в данной книге, были той благодатной почвой, на которой проводились нами исследования учения и вызревали положения, отстаиваемые в работе.