Мы не говорим педагогам - поступайте так
или иначе; но говорим им: изучайте законы
тех психических явлений, которыми вы хотите
управлять, и поступайте, соображаясь
с этими законами и теми обстоятельствами,
в которых вы хотите их приложить.


К. Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания



Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия)

Хорошо известны основные нравственно-этические, профессиональные заповеди студентов-медиков, соотносимые с предостережением великого мыслителя и врачевателя Востока Ибн-Сины (Авиценны) (980- 1037): "Не навреди". Они фиксируются в клятве Гиппократа (IV в. до н. э.), которую дают выпускники медицинских вузов. Возникает вопрос, существуют ли в педагогике заповеди, которыми руководствуются педагоги в своей работе, которые лежат в основе этой профессии и определяют характер и эффективность педагогического воздействия. По нашему глубокому убеждению, в качестве таких заповедей можно назвать два совета начинающим педагогам: "пойми ученика" и "помоги ему научиться", так как только понимание всей сложности образовательного процесса, знание механизмов и закономерностей педагогического воздействия способствуют выполнению основной задачи образования - развития и становления личности ученика.
          Сложность образовательного процесса заключается в том, что он занимает значительное место в жизни человека: в среднем от б-летнего возраста до 22-24 лет и при этом не дает ощутимо зримого сразу результата по его завершению. Его результатом (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Это опосредствованное временем влияние педагогического воздействия школы, гимназии, лицея, колледжа, института, университета, академии, которое не всегда может контролироваться непосредственно.
          Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств: во-первых, следует объективно оценивать свои возможности как будущего педагога, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей, формирование которого требует развития рефлексивного мышления человека, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.
          Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общего вообще и педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно следуют ученики, подражая, перенимая то, что делает учитель. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ "Я" студента - будущего педагога требует постоянного личностного, коммуникативного и профессионального тренинга.
          В-третьих, для педагога обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности являются уважение, знание и понимание своего ученика как "другого". Ученик должен быть понят и принят вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.
          В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и фасилитатора, по К. Роджерсу, педагогического общения. Это обязывает студента - будущего педагога развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учеником знаний, включая его в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие ТРКИХ профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг студентов.
          Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами - заповедями его психолого-педагогической деятельности:
          - уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
          - постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, "умственный аппетит" у других);
          - передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
          Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: "только личность воспитывает личность, только характер формирует характер". Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
          Рассматриваемые нами проблемы педагогической психологии анализируются на основе личностно-деятельностного подхода в общем контексте основных тенденций развития современного образования. Согласно этому подходу: а) в центре образовательного процесса находится сам обучаемый, формирование его личности средствами данного конкретного учебного предмета, б) учебный процесс подразумевает организацию и управление учебной деятельностью обучаемых в сотрудничестве и педагогическом общении с преподавателем, направленной на их всестороннее развитие и освоение ими предметных знаний. В соответствии с личностно-деятельностным подходом к обучению мы остановились в своей работе на ряде проблем, которые сегодня составляют фундамент педагогической психологии. Такими ключевыми проблемами являются: взаимодействие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество равных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач; психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения; психологические особенности самой учебной деятельности; психологические механизмы и закономерности усвоения и др.
          В заключение следует отметить, что любой учебник, в том числе и наш, может рассматриваться как структурированная совокупность научных знаний, подходов, точек зрения, концепций и теорий, излагаемых с определенной авторской позиции. Позиция личностно-деятельностного подхода, которой мы придерживаемся, сформировалась в отечественной психологии благодаря усилиям поколений русских ученых: К. Д. Ушинского, М. Я. Басова, П. Ф. Кашерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и многих других. Данный подход созвучен многим аспектам гуманистической психологии К. Роджерса, Работая над учебником, мы стремились помочь студентам педагогических вузов разобраться в широком море вопросов и возможных затруднений, с которыми они неминуемо столкнутся в своей профессиональной деятельности.