ВВЕДЕНИЕ

Что сегодня особенно волнует учителей, родителей, общественность, когда речь заходит о народном образовании? Мы пытались это выяснить в самых разных аудиториях. И везде ответы концентрировались вокруг того, что с каждым годом учение для все большего числа детей становится не радостным трудом, а скучной, нередко тягостной повинностью.
          Между тем существует совершенно реальная возможность, подкрепленная более чем 25-детней исследовательской и экспериментальной работой" таким образом организовать обучение, чтобы для большинства школьников оно стало не легким, но радостным и не изматывающим трудом. В основу накопленного нами опыта, знакомству с которым посвящены последние главы книги, положено все то лучшее, что "наработано" педагогической психологией.
          Можно было, конечно, как это нередко делалось и делается, ограничиться лишь педагогическими рекомендациями. Но мы убеждены, что не менее полезны психологические источники и этих рекомендаций. К тому же за последние годы интерес к психологическим основам обучения весьма и весьма вырос.
          На протяжении многих лет мы анализировали, что именно "взято на вооружение" школой из тех несметных сокровищ, которые накоплены педагогической психологией, и с грустью убеждались, что учитель, как правило, имеет самые поверхностные сведения по интересующему нас кругу вопросов. И это не вина, а беда учителя. Большинство исследований написаны на языке, понятном лишь "посвященным". Поэтому мы постараемся познакомить читателя с теми выводами, которые удалось извлечь из "моря разливанного" психологических исследований. Мы стремились, во-первых, выбрать то, что, по нашему мнению, может пригодиться учителю-практику в повседневной работе; во-вторых, перевести эту информацию на язык, понятный учителю; в-третьих, сформировать материал в виде рекомендаций, которые учитель может реализовать непосредственно в учебном процессе; в-четвертых, показать, каким образом эти рекомендации психологов можно реализовать.
          В том, что наш опыт осмысления достижений педагогической психологии связан главным образом с преподаванием математики, таятся коварные подводные камни: велика опасность неправомочного распространения хорошо зарекомендовавших себя в математике выводов на другие предметы. Поэтому просим Вас учитывать это, каждый раз заново решая, что и как использовать в преподавании Вашего предмета.
          Несколько слов о содержании этой книги.
          Ее первые три главы посвящены основным психологическим теориям усвоения. Независимо от осведомленности учителя относительно рекомендаций психологов по организации усвоения изучаемого материала они реализуются в его практической работе. И лучше делать это осознанно.
          Глава I знакомит с рекомендациями ассоциативной психологии. Здесь показано, что убежденность в необходимости "набития руки" и многих других столь же очевидных педагогических аксиом идет от взглядов на организацию усвоения, пропагандируемых психологами этого направления. Таким путем учения без мучения не обеспечить. Да и социальный заказ сегодня требует иных подходов.
          Глава 2 посвящена поведенческой психологии (бихевиоризму). Ученые этого направления впервые сделали попытку добиться в массовом преподавании того, что позднее нашими учителями-новаторами было названо "педагогикой сотрудничества", Бихевиористов постигла неудача. Но ведь на ошибках учатся! Да и рациональные зерна, которые, безусловно, были, не грешно использовать.
          Глава 3 рассказывает о тех положениях педагогической психологии, которые, на наш взгляд, и должны обеспечить учение без мучения. Если, прочитав эту главу, Вы проникнетесь сознанием, что успех или неудача усвоения материала учащимися зависит не от того, хорошо ли Вы рассказывали, объясняли, ругали или хвалили, а от того, удалось ли в результате Ваших усилий обеспечить нужную работу каждого ученика нужным образом, мы будем считать, что своей цели добились.
          В главе 4 показано, что правильное, эффективное усвоение каждой порции знаний - необходимое, но отнюдь не достаточное условие того, чтобы обучение шло успешно. Надо еще включить знания в систему. Здесь же ставится вопрос о границах тех рекомендаций, которые были даны в предыдущей главе.
          В главе 5 речь идет о материальной основе реализации в учебном процессе рекомендаций психологов. Традиционная наглядность является "инструментом" усвоения лишь при использовании рекомендаций ассоциативной психологии. Реализация деятельностного подхода требует совершенно иной наглядности - простых для восприятия и оперирования моделей, изоморфных материалу, подлежащему усвоению"
          Глава 6 знакомит с теми носителями изоморфных материалу моделей, которые изготавливает или должна изготавливать наша промышленность. Без соответствующей материальной оснащенности трудно, практически невозможно обеспечить нормальное учение.
          Глава 7 рассказывает о том, как можно организовать учебный процесс, чтобы свести к минимуму или вовсе исключить отрицательные эмоции учащихся. Здесь особенно чувствуется специфика математики. Вместе с тем, как показывает практика, почти все после соответствующего осмысления и трансформации может быть использовано в преподавании других школьных предметов. В главе 8 описан более чем 20-летний опыт внедрения методической системы, разработанной сотрудниками лаборатории математики НИИ школьного оборудования АПН СССР.
          Надеемся, что после прочтения этой книги Вы захотите использовать в своей повседневной работе достижения педагогической психологии. Неизбежные на первых порах трудности не остановят Вас. Ведь на другой чаше весов - превращение учения для Ваших детей в нелегкий, но радостный и вдохновенный труд.