ВВЕДЕНИЕ

В этой речь пойдет главным образом об умственной одаренности (интеллекте, общих умственных способностях), а не о специальных видах одаренности (например, к каким-нибудь видам искусства). Признаки одаренности в годы школьного детства выступают в повышенной восприимчивости к учению, более быстром темпе продвижения и более выраженных творческих проявлениях при прочих равных условиях. Теперь уже широко признано, что внимание к детям с теми или иными признаками незаурядного интеллекта - одна из самых важных задач общеобразовательной школы.
          Возникающие в связи с проблемой одаренности вопросы о значении наследственности и среды, о соотношении созревания и развития, о роли потребности в саморазвитии издавна являются темой теоретических дискуссий и специальных изысканий. В книге предлагаются преимущественно характеристики жизненных фактов, анализ того, что доступно наблюдению.
          Рассматриваются возрастные и индивидуальные умственные особенности школьников под необычным углом зрения. Нас в данном случае интересуют признаки одаренности, выступающие по мере перехода от возраста к возрасту.
          В годы возрастного созревания замечательные возможности развития заметны у всех детей. Каждый полноценный ребенок, совершенно беспомощный при рождении, ничего не умеющий и не понимающий, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, обретает ориентировку в окружающем, у него развиваются речь и сложнейшие свойства ума - он становится "человеком разумным".
          Всем нормальным детям свойственны умственная активность, тяга к умственным усилиям - в этом органически нуждается их созревающий мозг. В детские годы формирование, обогащение психики идут в таком темпе, с такой интенсивностью, которые будут уже недоступны в более зрелые годы. В этом отношении все дети одаренные.
          Вместе с тем постоянно обнаруживается, что даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности психические свойства детей неодинаковы и развиваются в разной степени. Показательны в этом отношении приводимые в книге многосторонние характеристики ряда выдающихся детей.
          Мы сосредоточимся на проблеме соотношения возрастного и индивидуального в признаках умственной одаренности. Разумеется, имеются в виду те проявления интеллекта, которые не сводятся к результатам научения, подготовки.
          Умственные возможности детей и подростков, как и другие стороны их личности, находятся в процессе становления и очевидным образом зависят от возрастных изменений. При этом нередко возрастное развитие рассматривается почти исключительно как процесс обогащения, роста умственных сил. Но такое понимание является по меньшей мере недостаточным. Очень важно не упускать из виду, что каждый из периодов детства отличают свои особые умственные достоинства и что переход от одного возраста к другому связан не только с приобретениями, но и с потерями.
          В психологии накапливаются данные о том, что существует специфическая для каждого этапа детства возрастная чувствительность, т.е. особая отзывчивость на окружающее, которая проявляется в избирательности внимания - что по преимуществу заинтересовывает ребенка; в своеобразии воображения и чувств - на что он острее реагирует, что сильнее переживает. В отдельные периоды детства ребенок бывает особенно восприимчив к некоторым воздействиям и оказывается расположенным - именно в данную пору жизни - к умственному продвижению в тех или иных направлениях. Такого рода внутренние условия развития с возрастом постепенно или резко преобразуются.
          Так что с годами не только возрастают умственные возможности, но и происходит ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых. В результате каждую возрастную ступень отличает своеобразие интеллекта - умственные черты, не свойственные ни предыдущим, ни последующим возрастам. Периоды детства - это эпохи жизни со своими неповторимыми внутренними предпосылками дальнейшего умственного подъема.
          Некоторые дети развиваются гораздо быстрее других и уже в школьные годы проявляют необыкновенные умственные способности. Однако ранние признаки одаренности могут оказаться только чем-то временным, преходящим. Кому не приходилось слышать об учениках, далеко опережавших сверстников, но лишь в годы детства?
          В данной книге много внимания уделено незаурядным детям. Индивидуальные различия не сводятся, как это часто представляется, к разному темпу умственного развития. Первостепенное значение имеет своеобразие ума, которое несет на себе печать хода возрастных изменений. У каждого ребенка - свое сочетание признаков умственного своеобразия. Какое из них окажется более перспективным в дальнейшем - судить об этом трудно.
          Поэтому прогноз умственных достоинств всегда остается проблематичным, даже в отношении учеников с чрезвычайно высоким уровнем интеллекта на данном возрастном этапе. Что же касается тех, кто не обнаруживает необычных успехов, то не исключено, что их особые способности еще могут заявить о себе на последующих возрастных этапах. Одаренным может оказаться и тот, от кого этого совсем не ожидали. Иногда какое-нибудь "чуть-чуть" в чертах развивающейся личности может содействовать или, наоборот, мешать раскрытию умственных возможностей.
          Так, может быть, не надо принимать всерьез проблему детской одаренности, раз признаки ее такие неокончательные, а будущий расцвет интеллекта возможен и там, где он начинается позднее? Такой вывод был бы совершенно не оправдан. Ведь дети с ранними проявлениями особых умственных качеств могли бы своевременнее получать более углубленное образование, быстрее становиться, например, исследователями или организаторами, раньше включаться в творческую жизнь. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь, развить у таких детей необычные ростки их способностей.
          Нами вводится понятие возрастная одаренность. Таким термином обозначаются предпосылки подъема интеллекта, обусловленные свойствами детских возрастов. Преимущество этого понятия в том, что оно имеет некоторое объяснительное значение: в нем выступает признание зависимости незаурядных умственных проявлений ребенка от специфических возможностей детства. Словосочетание "возрастная одаренность" привлекает внимание к тому, что характеризуется именно ребенок (или подросток), чьи умственные достоинства еще не указывают достаточно определенно на их уровень и своеобразие в будущем. Проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития. Многое будет зависеть, например, от правильного самоопределения.
          Из сказанного следует, что выражения "одаренные дети", "выдающиеся дети" (применительно к умственной сфере школьников) - весьма условные, их следует применять с осторожностью: такие характеристики имеют значение только чего-то предварительного. Нужно знать, что существует такое явление, как возрастная одаренность.
          В этой связи очень существенно и то, что дети, которые выглядят вполне заурядными или лишь со слабыми проблесками свойств одаренности, не могут считаться "неперспективными", "бездарными". В самом незаметном ученике могут таиться еще не раскрытые черты одаренности. К любому ребенку следует относиться с надеждой и ожиданием!
          Это не означает, однако, что можно не уделять особое внимание детям, выделяющимся в умственном отношении, превосходящим сверстников. То, что каждому ребенку присущи свои умственные достоинства, не отменяет того факта, что возможности развития у детей разные! Родителей и педагогов не могут оставлять равнодушными необычно быстрая обучаемость и творческие проявления, наблюдаемые у некоторых учеников. Именно в отношении таких детей наиболее остро встает вопрос: не являются ли их особенности предвестниками будущих достижений?
          Школьники, которых называют одаренными, представляют большой психологический интерес.
          Естественно, что в предложенных психологических описаниях иногда употребляется и термин "способности", очень близкий по своему значению термину "одаренность". Слово "способность" имеет в русском языке два значения, которые указываются в Толковых словарях: 1) природное дарование, 2) возможность, умение что-нибудь делать. Прилагательное "способный" обычно понимается в первом словарном значении (например, "способная ученица", "способный молодой ученый"). В нашей книге этот термин употребляется применительно к тем особенностям, в отношении которых есть основания предполагать, что они имеют в своей основе индивидуально-природные предпосылки развития. По существующей в психологии традиции слово "одаренность" может обозначать отличающее каждого индивида то или иное сочетание таких способностей, их единство.
          Мы прослеживали изменения индивидуальных особенностей в ходе возрастного развития. Возрастные основы признаков одаренности обычно привлекают к себе внимание маленьких детей и дошкольников. В данной книге сделана попытка показать роль возрастных предпосылок одаренности в школьные годы.
          Книга написана в основном по материалам специальных психологических наблюдений, которые проводились в нескольких московских школах. Применялись по преимуществу такие методы изучения, как наблюдение, беседы, биографический метод, естественный эксперимент, анализ продуктов деятельности. Мы систематически бывали на уроках, устанавливали длительные контакты с учащимися, собирали сведения о путях развития отдельных учеников от педагогов и родителей.
          В признаках одаренности выступает целостная личность с ее не только умственными, но и эмоциональными и волевыми свойствами. Стремление в подходе к общим умственным особенностям выйти за пределы собственно умственной сферы - существенная особенность предлагаемых характеристик (как возрастных, так и индивидуальных).
          Материалы, представленные в книге, собирались в основном еще в годы советской школы, и некоторые реалии той поры, которые можно заметить в наших описаниях, уже ушли в прошлое. Но возрастные особенности и типические различия по интеллекту - собственно психологические признаки одаренности - по существу, остаются теми же.
          В книге четыре части. Часть первая посвящена трем школьным возрастам: на конкретном материале рассматриваются психологические особенности основных этапов школьного детства - с точки зрения их значения для общего развития интеллекта. В части второй в центре внимания - психологические различия, обусловленные неравномерностью хода возрастного развития: описания отдельных младших школьников с необычно высоким умственным уровнем; различия по своеобразию ума между наиболее способными учениками средних классов; случаи неожиданного умственного подъема в возрасте ранней юности. В третьей части рассмотрены индивидуально-типические различия, связанные с типом нервной системы, а также с принадлежностью к "художественному" или "мыслительному" типу; показаны некоторые варианты взаимовлияния интеллекта и устремлений личности. В четвертой, заключительной части представлен общий взгляд на саму проблему детской одаренности: обсуждаются значение описаний соответствующих феноменов; взаимосвязь индивидуального и возрастного как главного, что характеризует явление; трудности предвидения будущего потенциала ребенка.
          Назначение книги - быть дополнительным пособием к учебным курсам "Детская и возрастная психология", "Психология индивидуальных различий", к спецкурсу "Одаренные дети".