ВВЕДЕНИЕ

Курс "Техника педагогического общения" создавался в реальном учебном процессе и 3 года используется автором в педагогическом колледже.
          Основной целью курса является формирование у студентов элементарных приемов педагогической техники в работе с детьми и их родителями. Данная цель реализуется через осуществление следующих задач:
          образовательные - формирование знаний о психологии общения, педагогической технике и средствах ее применения;
          развивающие - развитие коммуникативных умений, умений культурного диалога, эмпатических способностей студентов;
          воспитательные - побуждение студентов к самосовершенствованию, развитие интереса к практической психологии, воспитание культуры поведения, тактичного и внимательного отношения к детям и другим людям.
          "Техника педагогического общения" состоит из 3 разделов:
          1-й раздел - "Психологические основы педагогического общения";
          2-й раздел - "Школа общения с ребенком";
          3-й раздел - "Школа общения с родителями".
          Раздел "Психологические основы педагогического общения" включает 6 занятий, раздел "Школа общения с ребенком" - 5 занятий, раздел "Школа общения с родителями" - 4 занятия. Занятия рассчитаны на 1 -2 часа учебного времени по 45 минут и на подгруппу из 10-15 студентов.
          Все занятия имеют одинаковую структуру: 1) обсуждение домашнего задания и предыдущего занятия; 2) психотехническая игра; 3) игровая ситуация, раскрывающая содержание новой темы; 4) теоретическое обобщение ситуации на основе ее обсуждения.
          В разработке занятий автором использовались рекомендуемая литература и материалы тренингов психологов-практиков (Аминова Н.А., Данилина К., Мастерова Б.М., Папуша М.П. и др.), также собственный материал автора. Пути преодоления барьеров в общении, методика проведения индивидуальной беседы с ребенком, алгоритм решения педагогической ситуации, психологические условия проведения бесед учителя с родителями, психологические основы проведения родительского собрания самостоятельно разработаны и апробированы автором в педагогическом колледже №3 г. Москвы. Содержание занятий излагается по следующей схеме:
          1. Название темы.
          2. Цель занятия.
          3. Оборудование (к ряду занятий прилагается опорный конспект - схема занятия и дается описание другого оборудования).
          4. План занятия.
          5. Ход занятия.
          6. Задания для самостоятельной работы студентов.
          7. Рекомендуемая литература (для преподавателя и студентов).
          Занятия проводятся в форме тренинга делового общения, отличительной чертой которого является то, что студенты и руководитель сидят в кругу и общаются на равных.
          Данное пособие рекомендуется преподавателям педагогических классов, училищ, лицеев, колледжей, институтов, университетов, преподающим "Основы педагогического мастерства", "Психологию", "Методику воспитательной работы", "Технологию воспитания" и другие предметы психолого-педагогического цикла. Ими может быть использован как весь курс, так и отдельные разделы и темы при проведении практических занятий.
          Студентам педагогических учебных заведений рекомендуется не только как дополнительный материал к предмету "Основы педагогического мастерства", но и как практическое руководство для самостоятельного общения. С этой целью пособие может быть рекомендовано и работающим воспитателям, учителям. В этом случае следует читать не более одного занятия в день, добросовестно выполнять "Задания для самостоятельной работы студентов" и читать рекомендуемую литературу, что помелеет Вам в овладении секретами педагогического успеха.
          Мы также надеемся, что пособие "Техника педагогического общения" пригодится социальным, медицинским работникам, родителям, т.е. всем кто в профессиональной деятельности и повседневной в той или иной степени сталкивается с детьми лет и их родственниками
.