ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Я не ловчу, пусть будет путь гористым,
Тернистым будет пусть, но будет чистым.
Тебя я, жизнь, прошу лишь об одном:
Ты не лишай меня стыда и чести,
Не обучай ни хитрости, ни лести,
Поскольку мы единожды живем.

Т. Зумаклова,
балкарская поэтесса

Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги. Детально исследует феномен общения психология. Ведь общение - необходимое условие формирования каждой отдельной личности. А кроме того без общения не могло бы возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество.
          В процессе общения люди обмениваются результатами познания различных объектов, знаниями, опытом, научной, житейской, учебной информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместном труде и отдыхе; устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе. При общении передаются манеры, обычаи, стиль поведения, проявляются сплоченность и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность. Наконец, общение - существенный фактор сложного процесса социальной детерминации человека, стимулятор развития личности.
          Таким образом, общением называется сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека. Поскольку педагогический процесс предусматривает взаимодействие преподавателя и учащегося, умение общаться - одно из непременных условий достижения педагогического мастерства.
          Не случайно В.А. Сухомлинский потребность в общении, потребность человека в человеке называл самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогости воспитания.
          Исходя из сложности общения его функции в психологии делят на вербальные, невербальные, интерактивные и перцептивные.
          Вербальное общение - передача сведений от одного человека другому или от одного человека группе лиц. При этом происходит не однонаправленное движение информации, а активный обмен ею, изменяющий состояние участников коммуникативного процесса.
          К невербальной коммуникации относятся кинесика (жесты, мимика, пантомимика), проксемика (место и время общения), пара- и экстралингвистика (тональность, тембр голоса, громкость и быстрота речи, паузы), визуальное общение (контакт глазами) и такесика (прикосновение).
          Интерактивное общение - выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции - кооперация и конкуренция. Кооперация может быть индивидуально-коллективной (все стремятся к одной цели, однако независимо друг от друга, порой даже мешая коллеге), последовательно-коллективной (каждый последовательно выполняет одну часть общего дела) и кооперацией взаимодействия (все члены коллектива дружно, помогая один другому, уверенно идут к общей цели).
          Взаимодействие при конкуренции имеет свои сложности. Сама по себе конкуренция не является поводом для конфликта. Да и конфликт конфликту рознь. Без противоречий не могут развиваться ни личность, ни коллектив. Но при неумелом руководстве коллективом соперничество его членов между собой нередко приводит к вражде, к устойчивым конфликтам, разрушающим нормальные взаимоотношения. Владение интеракцией характеризуется умением понять причины конфликта и с наименьшими потерями разрешить его.
          Перцептивное общение - адекватное восприятие другого человека, умение проникнуть во внутренний мир ученика, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение выявить его подлинное отношение к учебе и к учителю. Попытка проникнуть во внутренний мир школьника может увенчаться успехом, когда преподаватель знает мотивы его поведения. Это можно сделать прямым и косвенным путем, практически или словесно. Менее надежен путь самоотчета. С одной стороны, любой человек стремится приукрасить свое поведение, а с другой - не только школьник, но и взрослый человек нередко не в состоянии объяснить мотивы своего поведения.
          Перцепция предусматривает хорошее знание психофизиологических особенностей людей, половозрастных особенностей школьников, биоритмологии. Только научившись определять психическое состояние человека по его внешнему виду и поступкам, умея выявить особенности его характера, положительно относиться к нему, быть готовым прийти на помощь в трудный момент, можно прогнозировать успех в общении.
          Помимо классификации общения по функциям, которые оно выполняет, выделяют два типа коммуникаций - ролевую и личностную. В ролевом общении люди действуют совместно как представители одной социальной общности. Например, ролевым будет общение учителя со школьником, директора завода с начальником цеха, тренера со спортсменом. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.
          Личностное общение более свободно, не связано общественными регуляторами и ограничителями, зависит от индивидуальных особенностей лиц, вступивших в контакт, и взаимоотношений между ними. Примеры личностного общения - дружеская беседа, отношения между членами одной семьи.
          Оба типа общения могут быть открытыми и закрытыми. Существуют и смешанные виды общения. Это "одностороннее выспрашивание" и, что чаще встречается во взаимоотношениях учителя и школьника, "нежелание учесть чужие обстоятельства". Однако эффективное общение успешно осуществляется только при открытости обеих сторон.
          При открытом общении обе стороны не скрывают свою точку зрения и готовы учесть позицию оппонента. Между ними в таком случае возникает психологическая совместимость. Совместимость - не одинаковость. Она может возникнуть между людьми разного пола, возраста, темперамента, между личностями, занимающими неодинаковое общественное положение. Но для совместимости необходимы взаимный интерес и обязательная взаимная уступчивость.
          В психологии уже стало аксиомой, что успех педагогической деятельности в значительной мере определяется умением преподавателя правильно общаться со школьниками, их родителями, коллегами. Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства. Овладение навыками общения - залог успеха в работе по воспитанию и обучению школьников.
          Естественно, возникает вопрос: можно ли научиться общению? Педагогическая и социальная психологии дают на этот вопрос утвердительный ответ. Для овладения общением нужны определенные знания и психологический тренинг. Тренинг включает упражнения на развитие предкоммуникативной тренировки. Это, главным образом, анализ преподавателем предкоммуникативных ситуаций. Очень хорошо проводить такой анализ с двумя-тремя коллегами.
          Второй этап тренинга - выполнение упражнений на развитие умения контактировать с людьми. Это упражнения на педагогически целесообразное переживание, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, формирования мышечной свободы, выработку умений естественно вести себя в публичной обстановке.
          Третий этап - выполнение упражнений на развитие умений общения: наблюдение за работой коллег, решение инсценированных педагогических задач, действия в предлагаемых другими педагогами обстоятельствах, использование приемов воздействия.
          Овладеть общением способен каждый преподаватель. Для этого необходима длительная, целенаправленная, систематическая работа над собой. Главный путь овладения общением - самообразование. Но, стремясь к самосовершенствованию, следует прежде всего думать о том, как улучшить жизнь коллектива, наладить отношения со школьниками. Только заботясь о других, можно стать лучше самому, научиться умело контактировать с людьми, формировать положительный социально-психологический климат.
          В данном пособии, за основу которого взят курс лекций, прочитанных в Московском психолого-социальном институте в 1993-1999 гг., основное внимание уделяется этике преподавателя и нормам его общения со школьниками. Очевидно, рассматриваемые виды общения можно разделить лишь в абстракций. В деятельности личности и в жизни коллектива всегда есть элементы и вербального, и интерактивного, и перцептивного общения. Но умение отличать один вид от другого важно и для овладения общением в целом и для того, чтобы партнеры придерживались каких-то единых, определенных правил коммуникации, свойственных именно атому виду, без чего невозможно взаимопонимание.
          Естественно, что предлагаемые рекомендации - один из возможных вариантов общения. Однако автор будет считать свою задачу в значительной мере выполненной, если читатель, исходя из советов, изложенных в книге, станет более осмысленно подходить к общению с окружающими, к оценке поступков и действий своих воспитанников.